Основная функция любого Обзора судебной практики – это обобщить уже сложившиеся выводы по тем или иным вопросам и четко обозначить позицию Верховного суда РФ как высшей судебной инстанции. Поскольку любая практика строится на применении и толковании уже существующих норм права, говорить о том, что высшая судебная инстанция каким-то образом расширяет или влияет на полномочия участников гражданских правоотношений в отрыве от законодательно установленных норм не совсем корректно. Но в то же время, наблюдаются некоторые подходы, выходящие за грань четко законодательного регулирования, где суть обзора практики может фактически сводиться в том числе и к расширению полномочий. В этой части интересным представляется вывод Обзора, изложенный в п. 4,согласно которому налоговый орган может инициировать банкротство организации не за счет ее налогов, а за счет налогов ее сотрудников, удержанных, но не перечисленных в бюджет. По этому вопросу отсутствовало прямое законодательное регулирование и практика пошла по этому, отнюдь не бесспорному пути. Схемы по выплате зарплат без перечисления НДФЛ в соответствующие бюджеты довольно распространена среди организаций, испытывающих финансовые трудности, поэтому фактическое расширение полномочий в этой части у налоговой дает ей очевидные преимущества. С этой точки зрения интересен и п. 8 Обзора, согласно которому такая налоговая задолженность ставится в более приоритетную очередь, хотя ее получателем является все же не физическое лицо, а бюджет. Выводы в этой части являются явно в пользу налогового органа и явно в счет расширения его возможностей. Аналогичным образом выглядит и п. 14 Обзора, касающийся страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Достаточно информативным представляется п. 5 Обзора, касающийся в том числе порядка взаимодействия при подаче заявления о банкротстве, когда денежные требования основаны на задолженности, возникшей из государственных контрактов. На мой взгляд это поможет оживить инициацию банкротств со стороны федеральных органов исполнительной власти с последующей передачей полномочий налоговой службе. Заслуживает внимания и п. 12 Обзора в части включения в реестр требований кредиторов, требований налогового органа, основанных на решении, еще не вступившем в силу к моменту открытия конкурсного производства. Ввиду отсутствия единообразия по этому вопросу в судебной практике, Обзор в этой части является крайне полезным и информативным. Довольно информативны разъяснения, изложенные в п. 13 Обзора в части оценки доказательств, полученных в ходе налоговых проверок в том числе контрагентов налогоплательщика, однако, на мой взгляд, ничего принципиально нового они в себе не несут. Это же касается и п. 15 и 16 Обзора, хотя зачастую с оценкой описанных в нем обстоятельств в привязке к оспариванию сделок должника по банкротным основаниям в судебной практике все же возникали сложности. Информативным представляется п. 19 Обзора в части однозначного запрета на вынесение решения о взыскания налогов как текущих платежей за счет имущества налогоплательщика. Революционным не менее мне видится п. 20 Обзора, которым налоговый орган наделяется правом требовать возмещения убытков от арбитражного управляющего персонально, который выплатил зарплату, но не перечислил налоговому органу исчисленный НДФЛ. Это положение способно на мой взгляд погубить банкротство крупных предприятий с работающим персоналом, поскольку врядли найдутся желающие арбитражные управляющие, способные принять риски безденежья должника по выплаченным зарплатам на себя лично. На сегодняшний день такая практика довольно распространена при банкротстве крупных предприятий, что является объективно рациональным в ситуации отсутствия средств у должника. Последствия этого нововведения для рынка в целом и для рынка банкротств в частности я даже затрудняюсь спрогнозировать. Довольно интересным и более чем не бесспорным представляются разъяснения, изложенные в п. 27 Обзора в части права на пересмотр ране озвученной кандидатуры арбитражного управляющего. В ходе банкротства организации такая кандидатура является ключевым если не основным моментом всего предполагаемого действа. Поэтому с этой точки зрения данное разъяснения способно серьезным образом повлиять на сложившуюся судебную практику.