Нюансы и практика.
1. Позиция (единичная) о том, что если при жизни к поручителю не были предъявлены требования, то поручтительство прекращается смертью поручителя и наследники за него не отвечают.
В судебной практике поднят вопрос о правомерности обращения банка к наследникам поручителя по кредитному обязательству в случае, если основание для наступления ответственности поручителя не наступило при жизни поручителя-наследодателя.
В частности, в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 3 сентября 2013 г. по делу N 33-7076/13 отмечено, что обязанность по договору поручительства может перейти к наследникам поручителя только в том случае, если на момент смерти он фактически стал солидарным с заемщиком должником, в связи с возникновением оснований для предъявления требования к поручителю.
Приходя к данному выводу, Суд основывался на том, что поручительство в силу ст. 363 ГК РФ возникает при неисполнении должником его обязанности по кредитному договору. Обязательство поручителя ограничено лишь обязанностью нести ответственность за должника, а не исполнять обязательство за него.
Таким образом, поручители не принимают на себя обязанность исполнять обязательства основного должника, а только несут ответственность за нарушение последним своих обязательств.
Отсюда применительно к положениям ст. 1112 ГК РФ обязанность по договору поручительства может перейти к наследникам поручителя только в том случае, если на момент смерти он фактически стал солидарным с заемщиком должником.
2. Позиция (более распространенная) о том, что не имеет значения, предъявлено ли требование к поручителю при жизни, наследники все равно отвечают в пределах стоимости унаследованного имущества.
В соответствии с другой позицией, сформированной преимущественно Московским городским судом, наследники поручителя отвечают солидарно, если срок поручительства не истек, даже в случае, когда на дату смерти поручителя отсутствовали основания наступления ответственности поручителя за должника по обеспеченному поручительством обязательству (указанный вывод следует из Определения Московского городского суда от 12.09.2012 по делу N 33-12006
Так, в указанном Определении отмечено, что в случае смерти поручителя его наследники при условии принятия ими наследства солидарно отвечают перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательств полностью или в части, но каждый из таких наследников отвечает в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Если срок поручительства не истек, то смерть поручителя, у которого имеются принявшие наследство наследники, не влечет прекращения поручительства и в тех случаях, когда на дату смерти поручителя отсутствовали основания наступления ответственности поручителя за должника по обеспеченному поручительством обязательству.
Смерть поручителя, у которого имеются принявшие наследство наследники, не влечет прекращения поручительства и в тех случаях, когда на дату смерти поручителя отсутствовали основания наступления ответственности поручителя за должника по обеспеченному поручительством обязательству.
Данная позиция нашла свое отражение в Апелляционном определении Московского городского суда от 26 октября 2012 г. по делу N 11-22797, от 6 августа 2012 г. по делу N 11-11529, от 24 декабря 2013 г. по делу N 11-40347 и Апелляционном определении Калининградского областного суда от 17 июля 2013 г. по делу N 33-3113/13
Представляется, что указанная позиция является верной и соответствует подходам Верховного Суда РФ, изложенным в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 21.02.2012 N 44-В11-11 <19> и Обзоре судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств, а также п. п. 5, 49, 59 - 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9.
Как следует из положений п. 1 ст. 1175 ГК РФ, наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно в соответствии с положениями ст. 323 ГК РФ. При этом каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.