Если первые торги, повторные торги и публичное предложение идет в одном положении о торгах, то размер задатка можно привязывать к самой начальной цене.
Если на публичное предложение делается новое положение о торгах, то подробнее рассматривается здесь -
justtime.ru/forum/%D0%BF%D1%80%D0%BE-%D1...%BD%D0%B8%D0%B8.html
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2022 г. N 01-122/6840
(извлечение)
Заявитель в жалобе указывает, что размер задатка должен исчисляться исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Комиссия Коми УФАС России проанализировав материалы, представленные в жалобах, установила следующее.
По смыслу положений пунктов 8 - 10 статьи 110 Закона о банкротстве для участия в торгах по продаже имущества должника претендент должен вместе с представлением заявки внести задаток в размере и в сроки, установленные организатором торгов.
Помимо того, что задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского Кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о банкротстве) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.
В соответствии с абзацем 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать 20 процентов от начальной цены продажи предприятия.
Данная норма не содержит обязанности конкурсного управляющего указывать размер задатка по отношению к каждому этапу публичного предложения.
При этом законодательное ограничение размера задатка (не более 20 процентов начальной цены продажи предприятия - абзац 10 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве) направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что положением о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника ООО "С", утвержденного протоколом собрания кредиторов от 21.12.2021 (далее - Положение), для торгов в форме публичного предложения установлен задаток в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества, что, в том числе, указано и в сообщении о проведении торгов.
В соответствии с нормами Закона о банкротстве целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является получение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника, что достигается, в первую очередь, через процедуру торгов, направленную на реализацию принадлежащего должнику имущества по наиболее высокой цене в пределах разумного предела времени.
Торги являются конкурентной формой определения наиболее лучшей цены за продаваемое имущество, и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц.
Установление задатка в размере, не превышающем двадцать процентов начальной цены продажи предприятия не нарушает конкуренцию между участниками торгов и не уменьшает итоговую цену торгов, а также не нарушает права конкурсных кредиторов должника.
Вышеуказанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.05.2021 N Ф01-1962/2021 по делу N А43-10633/2020.
Таким образом, в соответствии с абзацем 10 части 8 статьи 110 Закона о банкротстве размер задатка не должен превышать 20% (двадцать процентов) от единственной начальной цены продажи предприятия.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией Коми УФАС России установлено, что организатором торгов в нарушение части 8 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о проведении торгов установлено требование о внесении задатка в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества.
Организатор торгов во время рассмотрения жалоб сообщил, что установление в сообщении задатка в размере 10% (десяти процентов) от суммы, указываемой заявителем в предложении о приобретении имущества обусловлено Положением, в связи с чем установления задатка в указанном размере не противоречит действующему законодательству.
Доводы организатора торгов не принимаются в ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 139 Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Как следует из материалов жалоб, стоимость дебиторской задолженности к гр. <...> (право требования обеспечено залогом недвижимого имущества - квартиры по адресу: <...>) составляет более ста тысяч рублей.
На основании изложенного, торги должны быть проведены в соответствии с требованиями, установленными Законом о банкротстве, в том числе в части установления размера задатка.
Закон о банкротстве имеет высшую юридическую силу по сравнению с Положением поэтому в случае противоречия Положения Закону о банкротстве применению подлежит последний.
Указанная позиция подтверждается постановлением Второго Арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 по делу N А29-1526/2022.