Юридическое Бюро - Юридические услуги

Поиск по сайту

Специальное предложение!

Продается Инвестиционно-финансовая компания

Лицензия ФСФР от января 2009 на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами

ООО, один участник – Штат сотрудников укомплектован. ООО, один учредитель - юридическое лицо, уставный капитал оплачен деньгами в размере 10 миллионов рублей. ИФНС России № 7 по г. Москве. Вся отчетность в порядке. Деятельность не велась.

Цена 750 000руб. подробнее

Вход

Направление банком листа ликвидатору

12 года 7 мес. назад #1022 от all2fun
Должен ли банк, обслуживающий должника направить ликвидатору исполнительный документ, если он поступил напрямую в банк от взыскателя в порядке ст. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве?
Интересная статья на эту тему, согласно котрой это возможно по аналогии Закона.


Должен ли банк при ликвидации должника - владельца счета
направить исполнительный лист в ликвидационную комиссию?

Банки или иные кредитные организации не являются органами принудительного исполнения и не вправе ни возбуждать, ни оканчивать исполнительное производство. Закон N 229-ФЗ проводит четкую грань между органами принудительного исполнения, называя в качестве последних Федеральную службу судебных приставов (ст. 5), предоставляя ей полномочия по возбуждению (ст. 30) и окончанию исполнительного производства (ст. 47), и лицами, непосредственно исполняющими требования, содержащиеся в исполнительном документе (ст. 48), к числу которых относятся банки или иные кредитные организации (ст. 8).
Более того, согласно п. 6 ст. 47 Закона N 229-ФЗ копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны быть направлены не только взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка, но и в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и/или его имущества.
Таким образом, банк или иная кредитная организация, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении имущества должника (например, в виде ареста денежных средств на счете), в данном случае только после получения постановления судебного пристава-исполнителя снимают ограничения.
И если после возбуждения исполнительного производства должник инициировал процедуру ликвидации, то снятие наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя ареста денежных средств должно быть произведено не на основании полученных банком документов, подтверждающих нахождение должника - клиента банка в процессе ликвидации, а на основании копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Совершенно в ином свете видится ситуация, когда исполнительный лист предъявляется непосредственно в банк. В этом случае банк самостоятельно налагает арест на денежные средства, находящиеся на счете. Но при получении документов, подтверждающих нахождение должника - клиента банка в процессе ликвидации, банк также самостоятельно должен снять арест и уведомить взыскателя, должника, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ, о снятии ареста.
Если же требования, содержащиеся в полученном банком исполнительном листе, заключались во взыскании денежных средств и их последующем перечислении на счет взыскателя, то банк, получивший сведения о ликвидации должника - владельца счета, не вправе исполнять требования, содержащиеся в исполнительном документе.
К сожалению, такая обязанность банка применительно к рассмотренной ситуации Законом N 229-ФЗ не установлена. Тем не менее применение по аналогии основания для окончания исполнительного производства и направления банком исполнительного листа в ликвидационную комиссию, предусмотренного Законом N 229-ФЗ, представляется вполне допустимым по следующим основаниям <1>.
<1> Представляется необходимым также в этом случае направление банком взыскателю, в суд, орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, уведомления о том, что в связи с ликвидацией должника - владельца счета исполнительный лист направляется в ликвидационную комиссию должника.

Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ и другими законами.
Именно на ликвидационную комиссию возлагается обязанность выплачивать причитающиеся кредиторам ликвидируемого юридического лица денежные суммы (п. 4 ст. 63 ГК РФ) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В рамках ликвидации должника реализуется порядок, отличающийся от порядка удовлетворения требований кредиторов с использованием механизма исполнительного производства, необходимости установления требований всех кредиторов и их удовлетворения в очередности, предусмотренной ГК РФ, что предопределяет обязанности и судебного пристава-исполнителя окончить исполнительное производство, направив исполнительный документ в ликвидационную комиссию, и банка, не исполняя требования исполнительного листа, направить его в ликвидационную комиссию.
Если же банк исполнит требования исполнительного документа при условии осведомленности о ведущемся процессе ликвидации должника - владельца счета, то существует риск признания действий банка не соответствующими требованиям закона, что приведет к необходимости восстановления банком за свой счет незаконно списанных со счета ликвидируемого должника денежных средств. Основанием для подобного вывода служит тезис о специальном правовом режиме, устанавливаемом в отношении должника с момента принятия решения о его ликвидации.
Отдельным является вопрос о подтверждении достоверности того факта, что должник находится в процессе его ликвидации. Судебный пристав-исполнитель должен направить исполнительный документ ликвидационной комиссии только тогда, когда ему будет достоверно известно о том, что организация-должник находится в стадии ликвидации <1>.
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 по делу N Ф04-7892/2005(16591-А67-28).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Такого рода решения относятся к компетенции высших органов управления юридическими лицами и, несомненно, связывают учредителей (участников) с момента их принятия. Но в отношении третьих лиц такие решения вступают в силу с момента их принятия либо момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Существует точка зрения о возможности решения указанного вопроса с позиций необходимости максимально полного документального подтверждения инициации процесса ликвидации организации, последователи которой указывают, что ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает обязанность учредителей (участников) юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица, в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. На основании этого регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Кроме того, в основу мотивации ложится и норма ч. 2 ст. 62 ГК РФ, согласно которой ликвидационная комиссия (ликвидатор), по их мнению, назначается по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в связи с чем и установление достоверности факта нахождения организации в процессе ликвидации связывается с предоставлением документов, подтверждающих как принятие решения о ликвидации, так и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации <1>.
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2004 по делу N Ф04-5404/2004(А81-3373-26).

Вместе с тем оснований для подобного вывода, по нашему мнению, нет. Направление в регистрирующий орган сведений о принятом решении о ликвидации должника имеет уведомительный характер и служит основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений. Само же решение о ликвидации приобретает силу не в связи с внесением записи в реестр о ликвидации должника, а в связи с принятием уполномоченным органом соответствующего решения.
Существование же указанной выше позиции обусловливается, по всей видимости, недостаточно верным представлением о правовой природе регистрационных действий, совершаемых регистрирующим органом.
Иллюстрацией этому может служить ситуация, сложившаяся в свое время при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, когда возникал вопрос о том, кто вправе быть заявителем при внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
По мнению ФНС России <2>, Единый государственный реестр юридических лиц имел правоустанавливающее значение <3>. И при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган должно было представляться заявление, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежним руководителем). Если же в регистрирующий орган представлялось заявление, подписанное неуполномоченным лицом, т.е. тем, сведения о котором не содержатся в реестре, то регистрирующий орган мог вынести решение об отказе по причине непредставления документа (заявления).
<2> Письмо ФНС России от 26.10.2004 N 09-0-10/4223 "К вопросу о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" // Экономика и жизнь. 2004. N 45.
<3> Указанным Письмом нотариусам предлагается использовать выписку из государственного реестра при свидетельствовании подлинности подписи заявителя в качестве документа, подтверждающего достоверность сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Ситуация была исправлена Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 12580/05 по делу N А40-59287/04-125-586, в котором отмечено, что рассмотрение вопросов об образовании единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочном прекращении его полномочий согласно п. 3 ст. 91 ГК РФ, п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в ред. 18.12.2006) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).
Окончательная точка была поставлена Решением ВАС РФ от 29.05.2006 N 2817/06, которым признаны недействующими положения Письма ФНС России от 26.10.2004 N 09-0-10/4223, обязывающего юридические лица представлять в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица. В связи с этим ФНС России Письмом от 24.08.2006 N ШТ-6-09/849 сообщила о неприменении Писем ФНС России от 26.10.2004 N 09-0-10/4223 и от 07.12.2004 N 09-0-10/4831.

Д.А.Петров
К. ю. н.,
доцент
кафедра коммерческого права
юридический факультет
Санкт-Петербургский государственный
университет

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

11 года 7 мес. назад - 11 года 7 мес. назад #1905 от Рига
Постановление ФАС Московского округа от 30.04.2003, 06.05.2003 N КГ-А40/2508-03
Обязанность направления в ликвидационную комиссию исполнительных документов относится к компетенции судебных приставов-исполнителей (а не банка) в случае нахождения у них в производстве упомянутых документов.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

30 апреля 2003 г. - объявлено Дело N КГ-А40/2508-03

6 мая 2003 г. - изготовлено


(извлечение)

Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Маяк" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" (ОАО АК "Сбербанк РФ") об обязании передать ликвидационной комиссии ЗАО "Маяк" исполнительные документы, находящиеся в картотеке по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" к расчетному счету N 40702810413070100247 на основании статей 61, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 5, 6, 61 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Решением от 24 января 2003 года в иске отказано. Суд указал на то, что требования истца не вытекают из договора банковского счета. Согласно пункту 2 статьи 61 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обязанность направления в ликвидационную комиссию исполнительных документов относится к судебным приставам-исполнителям в случае нахождения у них в производстве упомянутых документов. Суд пришел к выводу о том, что наличие исполнительных документов в картотеке к счету не противоречит порядку исполнения обязательств перед кредиторами в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд сослался на статью 49 Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что в случае ликвидации юридического лица очередность исполнения действует в соответствии с гражданским законодательством.
Законность и обоснованность данного судебного акта судом апелляционной инстанции не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанное решение, исковые требования удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что суд при принятии обжалуемого судебного акта неправильно применил нормы материального права, в том числе статью 61 Федерального закона "Об исполнительном производстве", статью 49 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, при ликвидации юридического лица на банк не может быть возложена обязанность самостоятельно исполнять исполнительные документы, находящиеся в картотеке N 90902, не нарушая при этом очередность удовлетворения требований кредиторов, установленную статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЗАО "Маяк" - заявитель жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы - своего представителя в суд не направило.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО АК "Сбербанк РФ" возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что у банка на основании пункта 2 статьи 854 названного Кодекса имеются основания на списание денежных средств, находящихся на счете истца-клиента по решению суда, а также в случаях, установленных законом, без распоряжения клиента.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен договор банковского счета от 23 марта 2001 года N 382. В связи с отсутствием на расчетном счете истца денежных средств, банк принял и поместил в картотеку N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" к расчетному счету N 40702810413070100247 инкассовые поручения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Бутурлиновскому району Воронежской области (ИМНС РФ по Бутурлиновскому району) от 22 мая 2002 года N 398, от 5 июля 2002 года N 1647 и N 1648 с приложенными к ним исполнительными листами Арбитражного суда Воронежской области, а также инкассовые поручения ИМНС РФ по Бутурлиновскому району от 17 декабря 2001 года N 86 о взыскании штрафа на основании акта проверки от 30 октября 2001 года, от 15 июля 2002 года N 1655 и 1656 на списание налоговых платежей и платежное поручение банка от 30 декабря 2001 года N 11185 о списании долга за расчетно-кассовое обслуживание.
В связи с принятием истцом решения о ликвидации Общества была избрана ликвидационная комиссия, которая обратилась к ответчику с просьбой передать вышеуказанные документы, находящиеся в картотеке N 90902 к расчетному счету. В связи с отказом ответчика выполнить требования истца, последний обратился в арбитражный суд с требованием об обязании ответчика передать исполнительные документы в ликвидационную комиссию.
Согласно пункту 2.17 Положения Центрального банка России от 12 апреля 2001 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", действовавшего в спорный период, плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".
Таким образом, правом на отзыв принятых банком, но не исполненных платежных документов обладают только получатели денежных средств (взыскатели) по платежным требованиям и инкассовым поручениям, в данном случае ИМНС РФ по Бутурлиновскому району. Истец таким правом не обладает.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правильно установил, что ни договор банковского счета от 23 марта 2001 года N 382, ни нормы права, указанные истцом в своих требованиях, не содержат обязательств банка передать клиенту исполнительные документы. В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. По мнению суда, истец не представил доказательства в обоснование своих требований в соответствии со статьями 67, 68 названного Кодекса.
При указанных обстоятельствах кассационная жалоба ЗАО "Маяк" удовлетворению не подлежит.
Определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 апреля 2003 года истцу в соответствии с пунктом 4 статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины до окончания производства в кассационной инстанции. Поскольку кассационная инстанция отказала в удовлетворении жалобы, госпошлина в размере 500 руб. подлежит взысканию с заявителя - ЗАО "Маяк" - в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24 января 2003 года по делу N А40-46516/02-46-462 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Маяк" - без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "Маяк" 500 руб. госпошлины по кассационной жалобе в доход федерального бюджета.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Не допустимо: создать новую тему.
  • Не допустимо: ответить.
  • Не допустимо: редактировать ваше сообщение.
Время создания страницы: 0.343 секунд
Работает на Kunena форум

Контакты

Офис "Братиславская"

г. Москва, ул. Братиславская д.16, корп. 1
(отдельный вход со двора)

м. Братиславская (1 мин. пешком)

Офис "Трехпрудный"

г. Москва, Трехпрудный пер., д. 11/13 стр. 2

м. Маяковская (5 мин. пешком)

Тел.: +7 (495) 545-10-99
Факс: +7 (495) 347-67-67
Дежурный: +7 (916) 303-23-23

e-mail: 5451099 @ mail.ru

Узнайте больше!

Вы можете получить краткую бесплатную юридическую консультацию прямо на страницах нашего сайта в Форуме, а так же обменяться своим мнением относительно обсуждаемых там вопросов. Услуга "Заказ звонка" - Вы можете оставить заявку на оказание юридической поддержки с кратким описанием Вашей проблемы, заполнив специальную форму в разделе "Контакты" и наш Дежурный консультант обязательно свяжется с Вами в ближайшее время. Так же Вы можете воспользоваться СМС-сервисом, отправив СМС на наш мобильный номер +7(916) 303-23-23.

Счетчики



 форум
BANKI.RU — народный рейтинг, вклады, кредиты, ипотека