При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок (п.1 ст.44 Закона №44-ФЗ).
Минэкономразвития указало, что при проведении электронного аукциона внести обеспечение заявки вправе лишь его участник. Позиция обоснована положениями Закона N 44-ФЗ. Напомним, согласно этому Закону обеспечением заявки на участие в электронном аукционе могут быть только денежные средства (Письмо Минэкономразвития России от 10.08.2016 N Д28и-2012).
Согласно п.6 ст.44 Закона №44-ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
- подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона;
- отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- отклонение заявки участника закупки;
- отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
- получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
- отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
Согласно п.13 ст.44 Закона №44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
- уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
- непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Законом №44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, обращаем внимание на реализованные риски (согласно анализа судебной практики), сопутствующие сделке, совершаемой в соответствии с требованиями ч.2 ст.44 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок:
1. Неправильное исчисление Заказчиком и антимонопольным органом сроков для подписания контракта по результатам электронного аукциона (в рамках согласования вносимых изменений в условия контракта), и как следствие не осуществление возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок в силу подп.1 ч.13 ст.44 №44-ФЗ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2016 N 09АП-4028/2016 по делу N А40-156074/15) - Риск не возврата кредитных средств Банку/вовлечения Банк в судебные споры о взыскании кредитных средств и/или суммы упущенной выгоды.
2. Отсутствие намерений участвовать в открытых аукционах в электронной форме, для участия в которых заключаются кредитные договоры/не размещение заявки на участие в аукционе после заключения кредитных договоров (Апелляционное определение Московского городского суда от 02.08.2016 по делу N 10-9943/2016) - Риск не возврата кредитных средств Банку.
3. Отсутствие возможности контроля Банком движения денежных средств, зачисляемых на расчетный счет в Банке в качестве возврата обеспечения заявок на участие в аукционе - Риск не возврата кредитных средств Банку.