Вопрос: В соответствии с пп. "а" п. 2 Правил осуществления банковского сопровождения контракта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (далее - Правила), банковским сопровождением контракта является обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. Иными услугами в соответствии с п. 3 Правил являются услуги, позволяющие обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта (далее - расширенное банковское сопровождение).
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ осуществляемые банками банковские операции, в том числе открытие и ведение банковских счетов организаций, не подлежат налогообложению НДС.
Правомерно ли расширенное банковское сопровождение квалифицировать как действие банка в составе услуг по открытию и ведению банковских счетов организаций, оказываемых банком клиенту, и, соответственно, применить освобождение от налогообложения НДС в отношении платы, взимаемой за расширенное банковское сопровождение?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2022 г. N 03-07-05/23323
В связи с обращением об отнесении конкретных услуг, оказываемых банком, к услугам, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 149 Кодекса.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации).
В целях применения указанного освобождения к банковским операциям относятся осуществляемые банками операции, в частности, перечисленные в подпункте 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в том числе открытие и ведение банковских счетов организаций, осуществление расчетов по поручению организаций по их банковским счетам, кассовое обслуживание организаций.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил осуществления банковского сопровождения контракта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 963 (далее - Правила), банковским сопровождением контракта является обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами.
Так, пунктом 13 Правил установлен перечень обязательных условий, которые должны содержаться в договоре о банковском сопровождении контракта, в том числе: порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; условия о возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения; обязанность банка в рамках мониторинга расчетов, осуществляемых при исполнении сопровождаемого контракта, представлять ежемесячно заказчику с соблюдением положений законодательства Российской Федерации о банковской тайне сведения о проведении операций со средствами на отдельном счете в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц.
Согласно пункту 14 Правил договор о банковском сопровождении, заключаемый в рамках расширенного банковского сопровождения, помимо условий, предусмотренных пунктом 13 Правил, должен содержать в том числе право банка осуществить проверку платежного документа в порядке и сроки, которые согласованы с заказчиком; порядок и сроки проверки банком представляемых поставщиком, соисполнителями документов, подтверждающих основание платежа, на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам (их результатам), оказанным услугам).
Учитывая изложенное, услуги по банковскому сопровождению (расширенному банковскому сопровождению) контрактов, оказываемые банком в целях реализации требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в порядке, установленном Правилами, могут быть отнесены к банковским операциям, освобождаемым от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
24.03.2022