База:
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ)
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Для собственника ТКО заключение договора на оказание услуг по обращению с ними является обязательным (ч. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ), а юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором только в случае наличия в его собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке (ч. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, из п. 8.17 Правил следует, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным в том числе и тогда, когда оператор после заключения им соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с органом исполнительной власти субъекта РФ и утверждения единого тарифа на услугу на первый год действия соглашения разместил в печатных СМИ, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора, а соответствующий потребитель в течение 15 рабочих дней после указанного опубликования не направил оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8.5-8.7 Правил. В этой ситуации договор с этим потребителем считается заключенным на условиях Типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что неподписание юридическим лицом договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не означает отсутствия между ними договорных отношений, поскольку они возникают в силу прямого указания закона. При этом законодательство напрямую не предусматривает такого основания для отказа от заключения данного договора, как неосуществление деятельности юридическим лицом.
В то же время необходимо учитывать, что по смыслу ч. 4 и ч. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, пп. "в" п. 8.1 Правил договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в случае образования ТКО в зданиях, строениях, на земельных участках в результате деятельности юридического лица. Следовательно, можно предположить, что в той ситуации, когда организация не ведет деятельность и ТКО, соответственно, не образуются, вносить плату за услуги по обращению с ТКО она не обязана.
Однако перечень документов, подтверждающих освобождение организации от обязанности заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО в связи с необразованием таких отходов, и порядок их представления региональному оператору законодательством не установлены.
судебная практика
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 N 16АП-1250/20 по делу N А15-6620/2019,
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2020 N 19АП-756/20 по делу N А64-4908/2019,
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2020 N 13АП-36794/19,
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 N 17АП-17759/18,
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2020 N 13АП-18733/20).
С точки зрения оценки представленных сторонами доказательств суд будет оценивать доводы о фактическом неоказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО. В случае, если факт неоказания услуг будет доказан, то плата за них также взиматься не должна, поскольку это противоречит самой сущности договора, заключаемого с региональным оператором (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2020 N Ф04-1906/20).
Аргументы о том, что платить нужно только если ведется деятельность. Если деятельности нет - платить не за что. Все навязчивые просьбы оператора КО (ТБО) и присланные им счета можно обжаловать в Прокуратуру или местное управление ЖКХ.
Исходя содержащегося в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) определения, следует что:
«отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора…».
Согласно статье 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.