Юридическое Бюро - Юридические услуги

Поиск по сайту

Специальное предложение!

Продается Инвестиционно-финансовая компания

Лицензия ФСФР от января 2009 на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами

ООО, один участник – Штат сотрудников укомплектован. ООО, один учредитель - юридическое лицо, уставный капитал оплачен деньгами в размере 10 миллионов рублей. ИФНС России № 7 по г. Москве. Вся отчетность в порядке. Деятельность не велась.

Цена 750 000руб. подробнее

Вход

Мобилизация 2022

1 год 6 мес. назад - 10 мес. 3 нед. назад #7237 от Рига
Рига ответил в теме Мобилизация 2022
Интересный анализ момента возникновения статуса военнослужащего при мобилизации (СПАСИБО АВТОРУ), поскольку именно возникновение этого статуса порождает правовые последствия для гражданина, в том числе и в уголовно-правовом поле. Дается оценка факту заключения контракта, как необходимому условию для получения статуса военнослужащего.

www.advgazeta.ru/mneniya/kogda-u-mobiliz...voennosluzhashchego/


Автор: Загайнов Дмитрий
Адвокат АП Свердловской области, почетный адвокат России, медиатор, партнер INTELLECT, 05 Октября 2022

Когда у мобилизованного возникает статус военнослужащего?

Указ Президента РФ № 647 поднимает множество вопросов, требующих регулирования

Согласно п. 3 ст. 2 Закона о военной службе1 граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите, а также вооруженная защита Российской Федерации. Данные обязанности предусматривают необходимость беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона о статусе военнослужащих2).

В Законе «О военной службе» четко разделены статусы граждан:

военнослужащий;
гражданин, проходящий военные сборы;
гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве.

В последнюю категорию входят только те граждане, которые заключили контракт о пребывании в резерве. Все остальные граждане, пребывающие в запасе, состоят в мобилизационном людском ресурсе (ст. 51.2 Закона о военной службе).

В период мобилизации у граждан возникают дополнительные воинские обязанности, которые предусматривает п. 2 ст. 1 Закона о военной службе, а именно:

призыв на военную службу по мобилизации;
прохождение военной службы в период мобилизации.

В связи с изданием Указа Президента РФ от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ № 647) возникла необходимость четко определить статус лиц, которые призываются на военную службу по мобилизации, и ответственность за неявку по призыву.

Несмотря на схожесть понятий «призыв на военную службу» и «призыв на военную службу по мобилизации», в Законе о военной службе они разделены. Уклонение от призыва на военную службу и от призыва на военную службу по мобилизации имеет разные правовые последствия.

Законодатель четко определяет категорию лиц, в отношении которых используются понятия «призыв на военную службу» и «прохождение военной службы по призыву»: это граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением освобожденных от призыва на военную службу, получивших отсрочку, или не подлежащих призыву (ст. 22 Закона о военной службе).

Практика по привлечению лиц, уклоняющихся от прохождения военной или альтернативной гражданской службы, к уголовной ответственности по ст. 328 УК РФ ранее складывалась только в отношении лиц, подлежащих призыву на военную службу. На это также указал в свое время Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 3 апреля 2008 г. № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы».

Практики о привлечении к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу по мобилизации, никогда не было; соответствующая статья в УК в настоящее время отсутствует. В связи с этим считаю опасными мнения юристов-консультантов, предупреждающих о возможном уголовном преследовании лиц, которые призваны по мобилизации.

Тем не менее УК содержит главу, посвященную преступлениям против военной службы, где субъектом ответственности выступает военнослужащий, проходящий военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ч. 1 ст. 331 Кодекса). С 24 сентября Федеральным законом № 365-ФЗ в гл. 33 УК были внесены изменения: добавлена уголовная ответственность за деяния, совершенные в период мобилизации.

Среди субъектов возможной ответственности лица, проходящие военную службу по мобилизации, прямо не поименованы. Полагаю, что такое несоответствие устраняется путем внимательного прочтения Указа № 647. Так, для определения и уяснения статуса мобилизованного необходимо обратить внимание на п. 2 Указа № 647, который гласит: «Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту (выделено мной. – Д.З.)».

Такая формулировка многих вводит в заблуждение, поскольку понятия «призванные на военную службу по мобилизации» и «статус военнослужащего по контракту» соседствуют в одном предложении.

Пункт 1 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих относит к военнослужащим лиц, проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву.

Прохождение военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке – это следует из анализа п. 2 ст. 2 Закона о военной службе, а также п. 4 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее – Положение о порядке прохождения военной службы). Статус военнослужащего приобретается гражданами с начала военной службы и утрачивается с окончанием военной службы (п. 2 ст. 2 Закона «О статусе военнослужащего»). На граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащего распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о статусе военнослужащего, федеральными законами и иными нормативными актами РФ.

Таким образом, если гражданин не пребывает в резерве, т.е. у него не подписан соответствующий контракт с Вооруженными силами РФ, он не приобретает статус военнослужащего до того момента, пока юридически у него не начнется военная служба.

Так мы подошли к главному вопросу: когда же начинается военная служба у мобилизованного (не «резервиста»)?

Ответ на данный вопрос содержится в п. 1 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы. Началом военной службы считается:
для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, – день присвоения воинского звания рядового;
для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, – день вступления в силу контракта;
для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, – день зачисления в указанные учебные заведения.

Поскольку Указом № 647 лица, призванные на военную служу по мобилизации, приравнены по статусу к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, важно правильно ответить на вопрос, когда для «контрактника» вступает в силу контракт?

Статья 4 Положения о порядке прохождения военной службы определяются условия заключения контракта и прекращения его действия. Контракт, предполагая добровольность поступления на военную службу, содержит в качестве обязательного требования указание на даты подписания контракта
гражданином (иностранным гражданином) и должностным лицом федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, заключающего контракт от имени Российской Федерации.

Только после подписания контракта под подписями гражданина (иностранного гражданина) и должностного лица указываются:

дата и номер приказа соответствующего должностного лица, в котором объявлено о вступлении контракта в силу;
дата и основание прекращения действия контракта.
В любом случае статус военнослужащего как призывником по мобилизации, так и «контрактником» приобретается в день издания приказа.

Данная оговорка представляется уместной, поскольку лицо, призванное на военную службу по мобилизации, может не подписать предлагаемый ему контракт. В таком случае возникает дилемма, ведь нормативное обоснование для пребывания такого «кандидата в военнослужащие» на военной службе отсутствует. Будет ли достаточно в этом случае приказа соответствующего должностного лица о направлении мобилизованного к месту прохождения военной службы?

В то же время отправка в воинскую часть не означает начала военной службы – такое разграничение содержится в п. 1 ст. 31 Закона о военной службе» и связано с призывниками-«срочниками».

Учитывая, что призванные на военную службу по мобилизации по статусу приравнены к военнослужащим по контракту, считаю необходимым условием для начала несения военной службы для мобилизованных подписанный сторонами контракт и издание приказа о вступлении контракта в силу. Гражданин, отказавшийся подписывать контракт, должен быть отозван из всех сборочных и пересыльных пунктов, поскольку он не может быть допущен к несению военной службы и обладать правами и свободами, гарантированными государством, а также обязанностями, установленными для военнослужащих.

Указ № 647 вскрывает множество вопросов, которые в настоящее время не урегулированы.

Полагаю, что любое изменение в законодательстве, связанное с призывом на военную службу по мобилизации, особенно в части ужесточения ответственности, вызванного уклонением от призыва по мобилизации, должно учитывать возможность предоставления гражданину права на прохождение альтернативной гражданской службы, т.е. особого вида трудовой деятельности в интересах общества и государства. На данный момент такая возможность предоставляется только «срочникам» – взамен военной службы по призыву. Правовая основа для этого предусмотрена п. 3 ст. 59 Конституции: если убеждениям или вероисповеданию гражданина РФ противоречит несение военной службы, он имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой, равно как и в иных установленных федеральным законом случаях. Призыв «срочников» на военную службу осуществляется в соответствии не только с Законом о военной службе, но и Законом об альтернативной гражданской службе. Не следует доводить ситуацию до крайности, когда мобилизованный, ссылаясь на свои убеждения и вероисповедание, о которых призывная комиссия поставлена в известность, встанет перед выбором – подписывать или не подписывать контракт на военную службу по причине отсутствия договора на альтернативную гражданскую службу.

До тех пор, пока государством не будет гарантировано право на альтернативную гражданскую службу по мобилизации, гражданин не может считаться не исполняющим обязанности по прохождению военной (альтернативной гражданской) службы по причине неподписания контракта (договора). Именно неподписание контракта в настоящее время является единственной возможностью для лица, призванного по мобилизации, не быть принужденным к исполнению обязанностей, которые противоречили бы его убеждениям и вероисповеданию.

Попытки должностных лиц Вооруженных сил РФ обойти условия подписания контракта с мобилизованным за счет издания приказа о его направлении к месту несения военной службы при отсутствии гражданской альтернативы должны, на мой взгляд, восприниматься и оцениваться как злоупотребление полномочиями и преследоваться по закону в административном и уголовном порядке.

Выполнение такого долга и обязанности перед государством, как защита Отечества (п. 1 ст. 59 Конституции), не может осуществляться с принуждением гражданина к отказу от своих убеждений и веры. Считаю, что служба Отечеству необязательно должна быть военной, она может быть и гражданской, поэтому запугивание граждан уголовным преследованием в случае неявки на призывной пункт является незаконным. Гражданин, получивший повестку по мобилизации, должен быть уверен, что не будет принужден к подписанию контракта о военной службе и отправлен к месту ее несения, если сообщит на призывном пункте о своих убеждениях и вероисповедании. Он должен быть уверен, что его отправят домой без последствий в виде уголовного преследования и наказания. В случае неявки гражданина на призывной пункт по повестке без уважительной причины он не может быть подвергнут иному наказанию, кроме привлечения к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 3000 руб.

В заключение добавлю, что согласно п. 2 ст. 7 Закона о военной службе уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца (матери), жены (мужа), сына (дочери), родного брата (родной сестры), дедушки (бабушки) или усыновителя либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Уважительность причины неявки должна быть документально подтверждена.

1 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ.

2 Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ.


"Уголовное право России. Особенная часть: Учебник"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. В.П. Ревина)
("Юстицинформ", 2009)
Дата
18.05.2009

Информация о публикации
Магомедов А.А., Миньковский Г.М., Ревин В.П. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. 392 с.
(извлечение)

Лица, не зачисленные в список личного состава части (учреждения), либо лица, срок военной службы которых истек, не считаются военнослужащими. Уклонение от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы при отсутствии законных оснований для этого влечет ответственность по ст. 328 гл. 32 УК РФ (преступления против порядка управления), а не гл. 33 УК РФ. При участии лиц, не зачисленных в списки личного состава частей (учреждений), в преступлениях против военной службы они несут ответственность по правилам о соучастии - как организаторы, подстрекатели, пособники. В случае соисполнительства им предъявляется обвинение по совокупности (соучастие) в воинском преступлении и исполнении общеуголовного преступления, признаки которого имеются в их непосредственных действиях (бездействии).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

1 год 6 мес. назад - 1 год 6 мес. назад #7238 от Рига
Рига ответил в теме Мобилизация 2022
ПРО ОТСРОЧКИ

База:

26 февраля 1997 года N 31-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 18. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации

1. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 381-ФЗ)
3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 381-ФЗ)
4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель);
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2020 N 200-ФЗ, от 23.11.2020 N 381-ФЗ)
4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 200-ФЗ)
5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
2. Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.


Отсрочка за обучение.

База:

24 сентября 2022 года N 664

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОТСРОЧКИ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2022 N 712)

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" постановляю:
1. Установить, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, получающим образование соответствующего уровня впервые, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения:
а) в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки);
б) в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре;
в) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (в том числе программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки), расположенных на территориях инновационных научно-технологических центров;
г) в духовных образовательных организациях по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.
(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2022 N 712)
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
24 сентября 2022 года
N 664


Надо полагать, что обучение в магистратуре, даже если человек уже имеет высшее образование, должно давать отсрочку.

База:

29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года
Глава 15. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 108. Заключительные положения

15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
(часть 15 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ)

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

1 год 5 мес. назад #7247 от Рига
Рига ответил в теме Мобилизация 2022
Насколько законен сам Указ о мобилизации?


Согласно Закона о мобилизации (основные понятия) мобилизация является процедурой военного времени. Под военным временем понимается состояние войны, которое, согласно ст. 18 Закона об обороне, должна объявляться только федеральным Законом и только в случае вооруженного нападения на страну.

Мобилизация объявлена Указом от 21 сентября 22 года. При этом ЛНР, ДНР и пр. «присоединены» конституционным законом от 04 октября 22 г. т.е. уже после объявления мобилизации. Таким образом, логика нападения на присоединенные территории как "нападение на страну" (необходимое основание для возникновения состояния войны согласно ст. 18 Закона об обороне) в данном случае отсутствует.

Поскольку Закон о мобилизации в ст. 1 разделяет понятия «мобилизация» и «мобилизационная подготовка», то теоретически должна обосновываться законность объявления именно мобилизации в мирное время со ссылкой на соответствующие законодательные нормы. Это же касается и угроз целостности государства как аргумента для введения мобилизации, которые по большому счету не имеют правового значения.

Таким образом, есть вероятность полагать, что поскольку согласно закона об обороне, состояние войны объявляется только в случае нападения на Государство (ст. 18) и только в форме федерального закона, то в привязке к введению мобилизации, издание Указа президента об этом в мирное время, до факта «нападения» и вне состояния войны теоретически незаконно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

1 год 2 мес. назад - 1 год 2 мес. назад #7344 от Рига
Рига ответил в теме Мобилизация 2022
Информация Минобороны о непризыве по мобилизации (айтишники, финансовый сектор) принимается судами при рассмотрении дел о незаконности призыва.



ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2022 г. N 88А-27838/2022

Дело N 2а-3618/2022

УИД 43RS0002-01-2022-006334-91

Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И.,
судей Карякина Е.А., Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи поданную 30 ноября 2022 года кассационную жалобу Х.А. на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 8 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 22 ноября 2022 года по административному делу N 2а-3618/2022 по административному исковому заявлению Х.А. к Военному комиссариату Октябрьского и Первомайского районов города Кирова, ФКУ "Военный комиссариат Кировской области", Призывной комиссии муниципального образования город Киров по мобилизации граждан, Призывной комиссии по мобилизации Кировской области о признании незаконным решения о призыве на военную службу в ходе частичной мобилизации, возложении обязанности пересмотреть решение о призыве на военную службу.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, посредством видеоконференц-связи объяснения представителя Х.А. по доверенности Ш., представителя заинтересованного лица Страхового акционерного общества (далее - САО) "ВСК" по доверенности С.Е. в поддержку кассационной жалобы; возражения представителя Призывной комиссии муниципального образования город Киров по мобилизации граждан по доверенности С.Т., представителей Военного комиссариата Октябрьского и Первомайского районов города Кирова, ФКУ "Военный комиссариат Кировской области" по доверенности Ф., Х.Е. относительно удовлетворения кассационной жалобы; мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации М. о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Х.А. (далее также - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом произведенного уточнения требований о признании незаконным решения Призывной комиссии муниципального образования город Киров по мобилизации граждан (далее также - призывная комиссия, уполномоченный орган) о призыве на военную службу в ходе частичной мобилизации, возложении обязанности пересмотреть решение о призыве на военную службу.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является штатным работником САО "ВСК" и включен в список работников, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации. Данная информация доведена до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации письмом от 13 октября 2022 года N, между тем вопреки информации в его отношении принято решение о призыве на военную службу.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова от 8 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 22 ноября 2022 года, Х.А. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде 30 ноября 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Х.А., выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы о незаконности решения призывной комиссии о его призыве на военную службу в ходе частичной мобилизации при наличии подтвержденного работодателем права на отсрочку от призыва на военную службу, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Призывной комиссией муниципального образования город Киров по мобилизации граждан представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии со статьями 327, 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового решения об удовлетворении требований исходя из следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 328 вышеуказанного Кодекса основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9 - 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21 сентября 2022 года в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация; пунктом 9 означенного Указа предоставлено гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Указом Губернатора Кировской области от 22 сентября 2022 года N 58 "Об обеспечении проведения частичной мобилизации на территории Кировской области" постановлено частичную мобилизацию на территории Кировской области осуществлять под руководством призывной комиссии Кировской области.
Решением Призывной комиссии муниципального образования "Город Киров" по мобилизации граждан от 23 сентября 2022 года установлено осуществить военными комиссариатами районов города Кирова призыв граждан, пребывающих в запасе, на военную службу по мобилизации.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 31-ФЗ) под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ).
В соответствии с Информацией Минобороны России от 23 сентября 2022 года для обеспечения работы отдельных высокотехнологических отраслей, а также финансовой системы Российской Федерации принято решение о непривлечении на военную службу в рамках частичной мобилизации граждан с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, работающих: - в организациях, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.
Основанием для освобождения от привлечения граждан к призыву на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ).
Согласно пункту 1 Порядка предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, утвержденного Указаниями Генерального штаба ВС РФ от 4 октября 2022 года Nдсп, в соответствии с требованиями Федерального закона N 31-ФЗ отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации (далее - отсрочка) предоставляется гражданам на основании решения призывной комиссии по мобилизации. Такое решение выносится на основании представленных гражданином в призывную комиссию по мобилизации подлинников документов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Х.А., <...> года рождения, состоящий с 25 мая 2005 года на воинском учете в военном комиссариате Октябрьского и Первомайского районов города Кирова, 27 сентября 2022 года призван на военную службу по мобилизации.
Работодатель административного истца - САО "ВСК" является системно значимой федеральной страховой организацией Российской Федерации (решение Комитета финансового надзора Центрального Банка (Банка России) утверждено Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N КФНП-41) и включено в перечень организаций, обеспечивающих стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение.
Х.А. имеет высшее образование, с 2 августа 2011 года является штатным работником САО "ВСК" (руководителем дирекции автострахования Кировского филиала), в связи с чем включен работодателем в список работников САО "ВСК", имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации.
Информация о работниках САО "ВСК" (включая Х.А.), имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, по установленной Министерством обороны Российской Федерации форме 29 сентября 2022 года направлена САО "ВСК" в Центральный Банк (Банк России), Центральным Банком (Банком России) 3 октября 2022 года - в Генеральный штаб ВС РФ, исходящий ЦБ РФ от 3 октября 2022 года N 03-10/9380 ДСП.
Списки работников САО "ВСК" (включая Х.А.), имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, доведены Генеральным штабом ВС РФ до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации исходящим от 13 октября 2022 года N N, в частности 17 октября 2022 года получены Военным комиссариатом Октябрьского и Первомайского районов города Кирова.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение о призыве Х.А. на военную службу по мобилизации принято в установленном порядке уполномоченным на то органом до момента предоставления Х.А. или поступления от его работодателя списка граждан, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации, а потому является законным и не нарушает прав и законных интересов административного истца, на момент призыва правовые основания для предоставления Х.А. отсрочки от призыва отсутствовали.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с вышеприведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку по делу имеется предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для признания незаконным оспариваемого решения о призыве на военную службу по мобилизации.
Судами достоверно установлено, что Х.А., на законных основаниях включен работодателем - САО "ВСК", отнесенным к организациям, обеспечивающим стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение, в списки работников, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, что подтверждает его право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Означенные списки в установленном порядке представлены САО "ВСК" в уполномоченный орган, а впоследствии доведены Генеральным штабом ВС РФ до военных комиссариатов субъектов Российской Федерации с целью предоставления лицам из таких списков отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Таким образом, подтвержденное телеграммой от 13 октября 2022 года начальника 2 Управления Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ Т. право Х.А. на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств представления списков конкретным исполнителям для предоставления отсрочки указанным в них лицам.
Иной правовой подход к означенному вопросу поставил бы под угрозу само достижение целей предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что, получив от Генерального штаба ВС РФ вышеозначенные списки, уполномоченный орган не был лишен возможности пересмотреть свое ранее принятое решение о призыве административного истца на военную службу с рассмотрением вопроса о предоставлении последнему отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации с учетом поступивших списков. Однако, уполномоченный орган таких действий не предпринял, что при означенных обстоятельствах свидетельствует о незаконности оспариваемого решения призывной комиссии и нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Допущенное судами обеих инстанций неправильное применение норм материального права привело к принятию судами неправильных судебных актов.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, по делу принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, с учетом обстоятельств дела имеет место необходимость обращения настоящего судебного акта суда кассационной инстанции к немедленному исполнению.
Поскольку решение призывной комиссии о призыве Х.А. на военную службу в ходе частичной мобилизации подлежит отмене, суд кассационной инстанции в порядке определения способа восстановления нарушенного права административного истца и в целях устранения правовой неопределенности считает необходимым возложить на призывную комиссию обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Х.А. отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Октябрьского районного суда города Кирова от 8 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 22 ноября 2022 года отменить.
По административному делу N 2а-3618/2022 принять новое решение, которым признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии муниципального образования город Киров по мобилизации граждан о призыве Х.А. на военную службу в ходе частичной мобилизации согласно сформированному 27 сентября 2022 года именному списку граждан, призванных на военную службу по мобилизации.
Возложить на Призывную комиссию муниципального образования город Киров по мобилизации граждан обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении Х.А. отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Обратить настоящее кассационное определение к немедленному исполнению.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Постановление 14.12.2022


Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 мес. 3 нед. назад - 10 мес. 3 нед. назад #7478 от Рига
Рига ответил в теме Мобилизация 2022
ПРО СОУЧАСТИЕ

пока есть только мнения

"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Особенная часть. Разделы X - XII"
(постатейный)
(том 4)
(отв. ред. В.М. Лебедев)
("Юрайт", 2017)
(извлечение)

В качестве иного обмана следует рассматривать случаи подкупа должностных лиц в целях освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Должностное лицо в данном случае должно нести уголовную ответственность по ч. 2 ст. 290 УК за получение взятки за незаконные действия и по ст. ст. 33 и 339 УК (соучастие в уклонении от военной службы путем иного обмана).


"Уголовное право России. Особенная часть: Учебник"
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. В.П. Ревина)
("Юстицинформ", 2009)
Дата
18.05.2009

Информация о публикации
Магомедов А.А., Миньковский Г.М., Ревин В.П. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. В.П. Ревина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юстицинформ, 2009. 392 с.
(извлечение)

Лица, не зачисленные в список личного состава части (учреждения), либо лица, срок военной службы которых истек, не считаются военнослужащими. Уклонение от призыва на военную службу или от прохождения альтернативной гражданской службы при отсутствии законных оснований для этого влечет ответственность по ст. 328 гл. 32 УК РФ (преступления против порядка управления), а не гл. 33 УК РФ. При участии лиц, не зачисленных в списки личного состава частей (учреждений), в преступлениях против военной службы они несут ответственность по правилам о соучастии - как организаторы, подстрекатели, пособники. В случае соисполнительства им предъявляется обвинение по совокупности (соучастие) в воинском преступлении и исполнении общеуголовного преступления, признаки которого имеются в их непосредственных действиях (бездействии).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Не допустимо: создать новую тему.
  • Не допустимо: ответить.
  • Не допустимо: редактировать ваше сообщение.
Время создания страницы: 0.314 секунд
Работает на Kunena форум

Контакты

Офис "Братиславская"

г. Москва, ул. Братиславская д.16, корп. 1
(отдельный вход со двора)

м. Братиславская (1 мин. пешком)

Офис "Трехпрудный"

г. Москва, Трехпрудный пер., д. 11/13 стр. 2

м. Маяковская (5 мин. пешком)

Тел.: +7 (495) 545-10-99
Факс: +7 (495) 347-67-67
Дежурный: +7 (916) 303-23-23

e-mail: 5451099 @ mail.ru

Узнайте больше!

Вы можете получить краткую бесплатную юридическую консультацию прямо на страницах нашего сайта в Форуме, а так же обменяться своим мнением относительно обсуждаемых там вопросов. Услуга "Заказ звонка" - Вы можете оставить заявку на оказание юридической поддержки с кратким описанием Вашей проблемы, заполнив специальную форму в разделе "Контакты" и наш Дежурный консультант обязательно свяжется с Вами в ближайшее время. Так же Вы можете воспользоваться СМС-сервисом, отправив СМС на наш мобильный номер +7(916) 303-23-23.

Счетчики



 форум
BANKI.RU — народный рейтинг, вклады, кредиты, ипотека