Юридическое Бюро - Юридические услуги

Поиск по сайту

Специальное предложение!

Продается Инвестиционно-финансовая компания

Лицензия ФСФР от января 2009 на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами

ООО, один участник – Штат сотрудников укомплектован. ООО, один учредитель - юридическое лицо, уставный капитал оплачен деньгами в размере 10 миллионов рублей. ИФНС России № 7 по г. Москве. Вся отчетность в порядке. Деятельность не велась.

Цена 750 000руб. подробнее

Вход

Банковская тайна

12 года 2 дн. назад #1601 от all2fun
all2fun ответил в теме Re:Банковская тайна
Временный управляющий


Вопрос: Определением арбитражного суда в отношении организации введена процедура банкротства - наблюдение. Назначен временный управляющий.
В связи с отсутствием документации и сведений временный управляющий запросил у банка должника сведения о наличии денежных средств на счетах организации.
Банк отказал временному управляющему в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что у временного управляющего отсутствует право получать сведения и документы, составляющие банковскую тайну.
Временный управляющий, не согласившись с отказом банка в предоставлении необходимой информации, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отказа банка незаконным, указав, что вправе запрашивать и получать любую информацию, касающуюся деятельности должника, следовательно, отказ банка является незаконным.
Правомерна ли позиция временного управляющего?

Ответ: Позиция временного управляющего, выразившаяся в том, что он вправе запрашивать у банка и получать любую информацию, касающуюся деятельности организации, в отношении которой введена процедура банкротства - наблюдение, правомерна.

Обоснование: Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 67 Закона N 127-ФЗ временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных п. 7 ст. 12 Закона N 127-ФЗ, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.
К отчету временного управляющего прилагаются: заключение о финансовом состоянии должника; обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
В соответствии с п. 1 ст. 66 Закона N 127-ФЗ временный управляющий вправе, в частности, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Следовательно, для осуществления временным управляющим своих обязанностей ему необходимо получать сведения, касающиеся финансового состояния должника.
Пунктом 2 ст. 66 Закона N 127-ФЗ установлено, что органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.
В силу ст. 70 Закона N 127-ФЗ временный управляющий проводит анализ финансового состояния должника.
Пунктом 3 ст. 70 Закона N 127-ФЗ установлено, что временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Из вышеизложенных норм следует, что временный управляющий вправе запрашивать и получать любую информацию на основании запроса и без взимания платы, а банк обязан предоставить затребованную информацию управляющему.
В рассматриваемой ситуации банк ссылается на то, что временный управляющий не вправе получать сведения и документы, составляющие банковскую тайну.
В соответствии с п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) установлено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Однако п. 3 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ установлено, что, в случае если иное не установлено Законом N 127-ФЗ, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.
Таким образом, довод банка о том, что временный управляющий не указан в ч. 3 ст. 26 Закона N 395-1 в качестве субъекта, имеющего право на получение информации по счетам и вкладам физических и юридических лиц, является необоснованным, так как данное право прямо предусмотрено Законом N 127-ФЗ. А Закон N 127-ФЗ является специальным по отношению к Закону N 395-1.
Следовательно, позиция временного управляющего является правомерной.
Аналогичная позиция содержится в Постановлениях ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-5526/10-С1, ФАС Центрального округа от 13.10.2010 N А35-724/2010.

Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.01.2011

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

12 года 2 дн. назад #1602 от all2fun
all2fun ответил в теме Re:Банковская тайна
Банк России



Вопрос: Банк России предъявил к коммерческому банку требование, согласно которому банк должен представить Банку России в срок копии выписок по счетам клиентов - юридических лиц.
Банк, не согласившись с требованием Банка России, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного требования незаконным, указав, что представление выписок по счетам клиентов - юридических лиц является нарушением банковской тайны, следовательно, требование не подлежит исполнению.
Правомерна ли позиция коммерческого банка?

Ответ: Позиция коммерческого банка, выразившаяся в том, что представление выписок по счетам клиентов - юридических лиц Банку России является нарушением банковской тайны, неправомерна.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) установлено, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Однако в рассматриваемой ситуации Банк России затребовал у банка копии выписок по счетам клиентов - юридических лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ст. 3 Закона N 86-ФЗ целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
В ст. 4 Закона N 86-ФЗ установлены функции, которые выполняет Банк России.
В соответствии со ст. 7 Закона N 86-ФЗ Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Согласно ст. 56 Закона N 86-ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В силу ст. 57 Закона N 86-ФЗ для осуществления своих функций Банк России, в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Статьей 73 Закона N 86-ФЗ установлено, что для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями.
Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.
Согласно ст. 57 Закона N 86-ФЗ поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 26 Закона N 395-1 установлено, что Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Исходя из вышеизложенных норм Банк России вправе истребовать у коммерческого банка копии выписок по счетам клиентов - юридических лиц.
Данная позиция нашла также отражение в Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2009 N КА-А40/8497-09.

Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
18.01.2011

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

12 года 2 дн. назад #1603 от all2fun
all2fun ответил в теме Re:Банковская тайна
Паспорт сделки по запросу налогового органа



Вопрос: Обязан ли банк, обслуживающий организацию, заключившую внешнеторговый контракт, предоставить налоговому органу по его требованию паспорт сделки по операции, совершенной организацией?

Ответ: Банк, обслуживающий организацию, заключившую внешнеторговый контракт, предоставить налоговому органу по его требованию паспорт сделки по операции, совершенной организацией:
- до 18.02.2011 - не обязан;
- после 18.02.2011 - обязан.

Обоснование: Согласно п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
Как следует из изложенных положений ст. 26 Закона N 395-1 (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 15.11.2010 N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля", далее - Закон N 294-ФЗ), налоговый орган не входит в перечень органов, которым предоставлено право получить информацию по операциям юридических лиц.
На основании ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
В силу ч. 3 ст. 20 Закона N 173-ФЗ паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом N 173-ФЗ.
Исходя из ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 173-ФЗ контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Учитывая положения Закона N 173-ФЗ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 294-ФЗ), налоговый орган не имеет права затребовать у банка, обслуживающего организацию, заключившую внешнеторговый контракт, паспорт сделки по операции, совершенной организацией.
Законом N 294-ФЗ в Законы N 395-1 и N 173-ФЗ внесены изменения.
Так, ст. 26 Закона N 395-1 Законом N 294-ФЗ дополнена следующими положениями.
Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле", предоставляются кредитными организациями органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, налоговым органам и таможенным органам как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.
Органы валютного контроля и агенты валютного контроля не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом N 173-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Законом N 294-ФЗ ч. 8 ст. 23 Закона N 173-ФЗ дополнена положением, согласно которому представление и передача документов и информации, связанных с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций, открытием и ведением счетов, одним органом валютного контроля другому органу валютного контроля, органом валютного контроля агенту валютного контроля, агентами валютного контроля органам валютного контроля не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.
Кроме того, Законом N 294-ФЗ положения ст. 23 Закона N 173-ФЗ дополнены, в частности, ч. 13, 14 и 16, устанавливающими следующее.
Уполномоченные банки и государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;
4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;
7) паспорт сделки;
8) таможенные декларации.
Запрос таможенного или налогового органа о представлении копий указанных выше документов должен включать информацию о содержании предполагаемого нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации или актов органов валютного регулирования с указанием соответствующего нормативного правового акта и известных соответственно таможенному или налоговому органу сведений, достаточных для идентификации конкретной валютной операции (предполагаемого нарушения), а также информации, необходимой для идентификации резидента, и срока исполнения запроса, который не может составлять менее семи рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов информацию, подтверждающую уведомление (неуведомление) налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как указано в ст. 3 Закона N 294-ФЗ, данный Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования, то есть 18.02.2011 (опубликован в "Российской газете" 19.11.2010).
Следовательно, после вступления в силу Закона N 294-ФЗ налоговые органы наделяются правом затребовать у банка, обслуживающего организацию, заключившую внешнеторговый контракт, в частности, паспорт сделки по операции, совершенной организацией.

В.В.Половинка
Минфин России
06.12.2010

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

12 года 2 дн. назад #1604 от all2fun
all2fun ответил в теме Re:Банковская тайна
Пенсионный Фонд РФ



Вопрос: Вправе ли Пенсионный фонд РФ получать в 2010 г. справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при осуществлении контроля исполнения банками поручений плательщиков страховых взносов по их перечислению в бюджет указанного внебюджетного фонда?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (п. 2 данной статьи).
Права органов контроля за уплатой страховых взносов закреплены ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2010 г.
Пунктом 8 ч. 1 указанной статьи определено, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками установленных Законом N 212-ФЗ обязанностей.
Банки обязаны исполнять поручение плательщика страховых взносов о перечислении страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, а также поручение органа контроля за уплатой страховых взносов (в случае взыскания страховых взносов, пеней и штрафов) о перечислении страховых взносов в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда за счет денежных средств плательщика страховых взносов в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Об этом говорится в ч. 2 ст. 24 Закона N 212-ФЗ.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившим в силу с 1 января 2010 г., внесены изменения в ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1).
Согласно ч. 2 ст. 26 Закона N 395-1 справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, а также:
- судам и арбитражным судам (судьям);
- Счетной палате РФ;
- налоговым органам;
- таможенным органам РФ;
- Пенсионному фонду РФ;
- Фонду социального страхования РФ;
- органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Таким образом, с 1 января 2010 г. Пенсионный фонд РФ наделен правом получения справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных ст. 24 Закона N 212-ФЗ.

Е.Н.Юрова
Референт государственной
гражданской службы РФ
1 класса
21.01.2010

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

12 года 2 дн. назад #1605 от all2fun
all2fun ответил в теме Re:Банковская тайна
Милиция


Вопрос: С 10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" (далее - Закон N 293-ФЗ), который вносит изменения в Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон N 1026-1) и в Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), существенно ограничивающие права органов внутренних дел.
Так, после вступления в силу Закона N 293-ФЗ органы внутренних дел утратили право проверять имеющуюся информацию о налоговом правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства. В соответствии со ст. 1 Закона N 293-ФЗ п. 35 ст. 11 Закона N 1026-1, предоставлявший органам внутренних дел такое право, признан утратившим силу. В настоящее время согласно п. 33 ст. 11 Закона N 1026-1 (в ред. Закона N 293-ФЗ) работники органов внутренних дел имеют право участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 36 НК РФ установлено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.
Статьей 857 ГК РФ установлено, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Частью 3 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) предусмотрено, что справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Закон N 1026-1 содержит специальные нормы, регулирующие деятельность органов внутренних дел. Таким образом, после вступления в силу Закона N 293-ФЗ органы внутренних дел утратили право получать информацию, составляющую банковскую тайну, вне рамок проведения налоговых проверок.
Наличие нормы ч. 3 ст. 26 Закона N 395-1 позволяет органам внутренних дел проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе запрашивать любые документы, содержащие банковскую и налоговую тайну, только при проведении совместно с налоговыми органами выездных налоговых проверок кредитных организаций.
При этом представляется, что вне рамок выездных налоговых проверок, проводимых совместно с налоговыми органами, органы внутренних дел вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, в том числе получать сведения и документы, составляющие банковскую тайну, только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в рамках предварительного следствия в порядке, установленном ч. 2 ст. 26 Закона N 395-1.
Таким образом, на основании ст. 6 Закона N 144-ФЗ и ст. 11 Закона N 1026-1 органы внутренних дел наделены правом требовать от кредитных организаций предоставления сведений об их клиентах и документов, содержащих информацию о клиенте и проводимых им операциях, в том числе выписок по счетам, копий договоров, иных документов, банковских карточек и другой имеющейся у банка информации. Однако такая информация и документы могут быть предоставлены банком при наличии согласия руководителя следственного органа.
Тем не менее, по сообщениям ряда региональных кредитных организаций, территориальные органы внутренних дел вне рамок налоговых проверок и предварительного следствия без согласия руководителя следственного органа требуют от банков предоставить информацию, составляющую банковскую тайну. При этом нередко в таких запросах содержится указание на то, что при неисполнении требования, содержащегося в запросе, банк будет привлечен к ответственности.
В целях выяснения позиции вышестоящих органов банки обращаются в МВД субъектов Российской Федерации. Так, например, из ответа МВД одного из субъектов РФ следует, что и после вступления в силу Закона N 293-ФЗ подобные запросы являются правомерными. При этом в указанном ответе такая позиция обосновывается ссылкой на ст. 26 Закона N 395-1, п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона N 1026-1, предусматривающий, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них, а также на п. п. 2 и 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 144-ФЗ, устанавливающие, что оперативно-розыскными мероприятиями являются наведение справок и исследование предметов и документов.
Однако с такой позицией нельзя согласиться по вышеизложенным основаниям. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 1026-1 использование сотрудниками милиции прав, предоставленных милиции Законом N 1026-1, возможно только при исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона N 144-ФЗ (в ред. Закона N 293-ФЗ) сотрудники милиции имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона N 144-ФЗ, производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи только в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Также следует обратить внимание на то, что в связи с вступлением в силу Закона N 293-ФЗ издан Приказ МВД России от 08.01.2009 N 12, на основании которого Инструкция "О порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", утвержденная Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177, утратила силу.
Не противоречат ли действующему законодательству позиция территориальных органов внутренних дел, а также их требования к банкам о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, не содержащие согласия руководителя следственного органа?
Ассоциация российских банков

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 декабря 2009 г. N 1/10268

Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах компетенции рассмотрено обращение о разъяснении проблемных вопросов, связанных с предоставлением запрашиваемых органами внутренних дел сведений, составляющих банковскую тайну.
Полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Так, ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что составляющие банковскую тайну справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Вступивший в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности", признавший утратившими силу п. п. 25 и 35 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", не снимает с органов внутренних дел Российской Федерации задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в том числе налоговых преступлений, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД).
Согласно п. 5 ст. 15 Закона об ОРД законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы предварительного следствия в системе МВД России также имеют право запрашивать и получать в кредитных организациях справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц при соблюдении двух условий: по возбужденным уголовным делам, находящимся в их производстве, и с согласия руководителя следственного органа.
Вместе с тем сотрудники органов предварительного следствия имеют доступ к документам, содержащим сведения, составляющие банковскую тайну (расчетным документам, банковским карточкам, кассовым документам, договорам на расчетно-кассовое обслуживание, выпискам из банковских счетов клиентов, другим документам, в том числе содержащимся в юридических делах клиентов), в ходе проведения такого следственного действия, как выемка. Порядок предоставления сотрудникам следственных подразделений в рамках расследования уголовных дел сведений, составляющих банковскую тайну, четко регламентирован уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29, ч. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 165 УПК следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве выемки, о чем выносится постановление. Оно подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. Судья выносит постановление о разрешении производства выемки или об отказе в ее производстве с указанием мотивов отказа. Согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК только суд правомочен принимать решения о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях.
Одновременно полагаем возможным отметить, что участие сотрудников органов внутренних дел в выездных налоговых проверках совместно с налоговыми органами регламентировано положениями инструкций, утвержденных межведомственным Приказом МВД России, ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений" (зарегистрировано в Минюсте России 1 сентября 2009 г., регистрационный N 14675).

Заместитель министра
Е.М.ШКОЛОВ
21.12.2009

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

12 года 2 дн. назад #1606 от all2fun
all2fun ответил в теме Re:Банковская тайна
Прокуратура


Вопрос: В отделение банка поступил запрос прокуратуры о предоставлении в связи с проведением проверки исполнения законодательства информации о заключенных отделением банка кредитных договорах с работниками ряда организаций. В случае если с работниками указанных организаций заключены кредитные договоры, необходимо представить копии справок о размере заработной платы работников, представленных ими в банк в целях получения кредита. Банк отказал в предоставлении подобных сведений. Прокуратура внесла представление об устранении нарушений действующего законодательства. Правомерны ли действия прокуратуры?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В соответствии с п. 1 ст. 857 Гражданского кодекса РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
В соответствии с п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также предоставлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях". Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом N 395-1.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Исходя из вышеизложенных норм можно сделать вывод, что действия прокуратуры неправомерны, так как в действующем законодательстве не предусмотрено, что банк имеет право представлять справки о размере заработной платы физических лиц, представляемые гражданами в банк для получения кредита. Такие действия расценивались бы как нарушение банком норм ГК РФ.
Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.03.2008 N А56-44956/2006).

Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
11.01.2009

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Не допустимо: создать новую тему.
  • Не допустимо: ответить.
  • Не допустимо: редактировать ваше сообщение.
Время создания страницы: 0.425 секунд
Работает на Kunena форум

Контакты

Офис "Братиславская"

г. Москва, ул. Братиславская д.16, корп. 1
(отдельный вход со двора)

м. Братиславская (1 мин. пешком)

Офис "Трехпрудный"

г. Москва, Трехпрудный пер., д. 11/13 стр. 2

м. Маяковская (5 мин. пешком)

Тел.: +7 (495) 545-10-99
Факс: +7 (495) 347-67-67
Дежурный: +7 (916) 303-23-23

e-mail: 5451099 @ mail.ru

Узнайте больше!

Вы можете получить краткую бесплатную юридическую консультацию прямо на страницах нашего сайта в Форуме, а так же обменяться своим мнением относительно обсуждаемых там вопросов. Услуга "Заказ звонка" - Вы можете оставить заявку на оказание юридической поддержки с кратким описанием Вашей проблемы, заполнив специальную форму в разделе "Контакты" и наш Дежурный консультант обязательно свяжется с Вами в ближайшее время. Так же Вы можете воспользоваться СМС-сервисом, отправив СМС на наш мобильный номер +7(916) 303-23-23.

Счетчики



 форум
BANKI.RU — народный рейтинг, вклады, кредиты, ипотека