ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИКВИДИРУЕМОГО ЛИЦА
Солуянова Т.С., юрист банка
октябрь 2014 г.
Процесс ликвидации юридических лиц регламентирован нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кроме того, необходимо учитывать положения устава общества и требования других Федеральных законов (например: от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) либо от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)).
В отношении отдельных видов организаций регулирование осуществляется специальными законами (например, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.).
В соответствии с п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В добровольном порядке организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 2 ст. 61 ГК РФ). При этом добровольная ликвидация юридического лица не должна преследовать цель причинить вред другому лицу (ст.1, ст.10 ГК РФ).
В силу ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны:
- сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (п.1);
- назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации (п.3).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого лица, так и его кредиторов.
Исходя из п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (т.е. долги других лиц перед ликвидируемым ЮЛ), а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Максимальный срок законодательством РФ не установлен, поэтому ликвидационная комиссия вправе предусмотреть достаточно длительные сроки в зависимости от количества, местонахождения кредиторов и иных обстоятельств.
Исходя из обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 г. №50) следует, что руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица.
После окончания срока предъявления кредиторами требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Он утверждается решением общего собрания участников (акционеров) общества (абз. 1 п. 2 ст. 63).
Форма такого баланса и конкретный состав показателей законодательством не установлены, поэтому его составляют в произвольной форме, отражая всю информацию, предусмотренную п. 2 ст. 63 ГК РФ. В то же время необходимо соблюдать требования ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
В соответствующих случаях (абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК РФ) согласно абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемой организации к стоимости его имущества ликвидационная комиссия решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст. ст. 63, 64 ГК РФ или о возбуждении процедуры банкротства юридического лица и открытии конкурсного производства (ст. 65 ГК) ("Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий" (постатейный) (под ред. А.П. Сергеева) ("Проспект", 2010).
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п.5 ст.63), но после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации (п.1 ст.64).
В силу п.6 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Форма и перечень обязательных сведений, подлежащих включению в ликвидационный баланс, законодательно не закреплены. По сути, в нем должны содержаться данные о составе и стоимости имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.
Если судить из вышеуказанной информации, за учредителями (иными органами юридического лица) остается лишь право утверждать ликвидационные балансы. Даже право давать распоряжения банку о списании средств со счета (ст. 854 ГК) переходит к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору). Надо полагать, учредители в данном случае действуют не каждый в отдельности, а в виде коллегиального органа, если их более одного ("Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой" (постатейный) (под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского).
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п.7 ст. 63 ГК РФ).
Регистрация ликвидации организации осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления соответствующих документов (п. 1 ст. 8 Закона №129-ФЗ). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ, п.6 ст.22 Закона №129-ФЗ). С этого же момента прекращаются правоспособность и само существование организации как субъекта гражданского права (абз. 1 п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 63 ГК).
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание практику судов, которая является небольшой и неоднозначной (Информационное Письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 г. №50, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 октября 2006 года Дело N Ф03-А51/06-1/3654, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2004 г. Дело № КГ-А40/9018-04-П, Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 г. №51-О), можно сделать выводы о том, что задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности юридического лица с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников.
Следует отметить, что Конституционным Судом Российской Федерации поддерживается позиция, согласно которой допускается хозяйственная деятельность при ликвидации юридического лица, но направленная на ликвидацию общества, однако, что конкретно под этим понимать, не совсем понятно.
Также стоит обратить внимание на то, что действующее законодательство не дает ответа относительно общего срока ликвидационных процедур. ВАС РФ в одном из своих определений подчеркнул, что "регламентированный положениями ст. 61 - 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур". Схожую позицию занимают и другие суды. К примеру, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30 января 2006 г. N А05-2887/2005-2 отмечено: "...действующим законодательством не предусмотрены ни предельные сроки рассмотрения требований кредиторов при ликвидации юридического лица, ни срок ликвидации юридического лица после принятия решения о ликвидации".
При этом, как следует из содержания п. 3 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законами.
Вместе с тем положения нормативных актов РФ не предусматривают каких-либо негативных последствий в случае нарушения установленных сроков при добровольной ликвидации.
Кроме то, хотелось отметить, что Банк не вправе определять и контролировать направления денежных средств и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (ст.845 ГК РФ), но существуют понятия разумности и осмотрительности, что может повлечь правовые и репутационные риски.