Банковские гарантии возврата авансового платежа могут выдаваться в обеспечение исполнения основного обязательства (по возврату суммы аванса), если в основном договоре четко прописаны сроки и условия такого возврата.
Гарантии подобного вида вызывают множество проблем в правоприменении именно из-за сложностей исчисления срока их действия. Довольно часто они содержат указание на период действия, начиная с момента поступления суммы авансового платежа на расчетный счет принципала и заканчивая сроком действия основного договора. Такое указание срока действия гарантии не является надлежащим, соответственно, банковская гарантия может быть признана недействительной сделкой.
Пример 2. Так, предметом судебного рассмотрения <1> явилась гарантия, выданная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения ООО "Б" (генподрядчик) своего обязательства по возврату ООО "М" (заказчик) авансового платежа в соответствии с договором генерального подряда, заключенным между ними.
<1> См.: Постановление ФАС Московского округа от 30.01.2006 по делу N КГ-А40/13880-05.
При этом дату возврата авансового платежа по данному договору (т.е. дату исполнения основного обязательства принципалом) определить было невозможно, в связи с чем истец считал ее выданной с нарушением требований, установленных ст. 190 ГК РФ.
Кроме того, в банковской гарантии предусматривалось, что требование платежа по ней не может быть предъявлено бенефициаром ранее установленного договором генподряда срока выполнения обязательства по договору, но срок выполнения сторонами этого обязательства также был не установлен, поскольку договор действовал до окончательного выполнения сторонами своих обязательств. Соответственно, дата выполнения сторонами обязательства по договору была не определена и могла наступить позже, чем дата окончания срока действия банковской гарантии, что противоречило существу банковской гарантии. По указанным (а также некоторым иным) основаниям бенефициар обратился в арбитражный суд с иском к банку-гаранту о признании банковской гарантии недействительной на основании ст. 168 ГК РФ как не соответствующей требованиям закона.
Решением Арбитражного суда г. Москвы исковые требования удовлетворены.
Суд кассационной инстанции в рамках проверки законности и обоснованности вышеуказанного решения обратил внимание на следующее:
- сумма денежного обязательства по банковской гарантии (размер авансового платежа) могла быть определена только лишь расчетным путем, т.к. согласно договору подряда ООО "Б" обязано возвратить остаток авансового платежа лишь при расторжении договора с ООО "М", соответственно, возникновение обязанности по возврату авансового платежа было поставлено в зависимость от наступления или ненаступления такого события, как расторжение договора генподряда, что, в свою очередь, зависело от волеизъявления сторон. Соответственно, такой правовой результат, как расторжение договора, мог наступить, а мог и не наступить;
- условие банковской гарантии о том, что требование платежа по гарантии не может быть предъявлено ранее установленного договором срока выполнения работ, противоречит предмету гарантии, поскольку обязанность по возврату остатка авансового платежа возникает вне зависимости от срока выполнения работ по договору генподряда.
Суд подчеркнул, что для выполнения банковской гарантией своей обеспечительной функции и реального обеспечения основного обязательства срок действия гарантии должен истекать позже даты, установленной для исполнения принципалом своего обязательства по основному договору. Бенефициар должен иметь возможность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом основного обязательства воспользоваться предоставленным ему правом по банковской гарантии и предъявить требование гаранту до истечения срока действия банковской гарантии.
Примечание. "Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит" (п. 1 ст. 157 ГК РФ).
Неопределенность в договоре генподряда даты исполнения ООО "Б" своей обязанности по возврату остатка авансового платежа при четко определенном сроке действия спорной банковской гарантии не позволяла гарантировать ООО "М" осуществление своих прав по банковской гарантии, что противоречило положению п. 1 ст. 369 ГК РФ, согласно которому банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом основного обязательства.
Учитывая, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии условий оспариваемой банковской гарантии смыслу и содержанию гарантии как основного из способов обеспечения исполнения обязательства (ст. 329 ГК РФ), суд кассационной инстанции оставил решение Арбитражного суда г. Москвы в силе.
Таким образом, в целях недопущения превышения срока исполнения основного обязательства над сроком действия банковской гарантии, являющегося основанием для признания последней недействительной, по гарантиям возврата аванса представляется целесообразным следующее:
- просчитывать сроки исполнения основного обязательства, обеспечиваемого банковской гарантией (т.е. каковы сроки для возврата суммы авансового платежа и каковы его условия);
- отслеживать, чтобы срок действия банковской гарантии не был меньше срока действия обеспечиваемого обязательства (по возврату суммы авансового платежа).