Наличие типовых форм кредитных договоров с условиями, противоречащими Закону РФ "О защите прав потребителей", не образует состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, если не доказано использование данных форм в отношениях с конкретными потребителями.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2010 по делу N А53-8141/2010
"...Как установлено судом, управлением сделан вывод о допущенном административном правонарушении на основании исследования типовой формы кредитного договора. Условия типовых форм документов не являются договором в порядке, установленном статьями 420, 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Включение в неподписанный сторонами договор (типовую форму договора) условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, не образует состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие типового договора, содержащего условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, является поводом для проведения проверки, в ходе которой административный орган должен установить факт предложения конкретному потребителю заключить договор на таких условиях. Однако факты заключения кредитных договоров не отражены постановлениях от 02.03.2010 N 477 и от 21.04.2010 N 1338.
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций являются законными и обоснованными. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют..."
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.10.2009 по делу N А53-12632/2009
"...Из материалов дела видно, что банку вменяется в вину заключение с гражданами договоров (о денежном вкладе, договоров по программам автомобильного, потребительского и ипотечного кредитования), в которые включены пункты, ущемляющие установленные законом права потребителей и не соответствующие Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и Закону о защите прав потребителей.
Факт включения в неподписанные сторонами проекты договоров, названных управлением договоры N 1 - 4, ущемляющих установленные законом права потребителя, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса, поскольку управлением не доказано, что на условиях, указанных в этих договорах конкретным потребителям предлагалось заключать договоры и такие договоры заключались с конкретными потребителями.
Наличие типового договора, содержащего условия, ущемляющие установленные законом права потребителя, является поводом для проведения проверки, в ходе которой административный орган должен установить факт предложения конкретному потребителю заключить договор на таких условиях либо факт включения таких условий в конкретный договор с конкретным потребителем, подписанный сторонами.
Однако факты заключения таких договоров в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении не отражены. Доказательства заключения договоров по представленным в материалы дела типовым формам отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным постановление управления о привлечении банка к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса..."