- Сообщений: 5158
- Спасибо получено: 1
Поиск по сайту
Специальное предложение!
Продается Инвестиционно-финансовая компания
Лицензия ФСФР от января 2009 на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами
ООО, один участник – Штат сотрудников укомплектован. ООО, один учредитель - юридическое лицо, уставный капитал оплачен деньгами в размере 10 миллионов рублей. ИФНС России № 7 по г. Москве. Вся отчетность в порядке. Деятельность не велась.
Цена 750 000руб. подробнее
Главное меню
- Готовые фирмы
- Абонентское обслуживание
- Коллекторские услуги
- Банкротство
- Увеличение уставного капитала
- Реструктуризация долгов
- Mergers & Acquisitions
- Private Lawyer
- Защита от поглощений
- Автоломбард
- Налоговое сопровождение
- Юридический адрес от собственника
- Кредитный брокер, помощь в кредитовании бизнеса
- Взыскание долгов
- Финансовый консалтинг
- Арбитраж
- Юридический риелтор
Вход
- Форум
- Вопросы материального права
- Отдельные виды обязательств
- Заем / кредит
- Субординированный кредит
Субординированный кредит
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
ФЗ "О банках и банковской деятельности"
Статья 25.1. Субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) кредитной организации
(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
Под субординированным кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) понимается кредит (депозит, заем, облигационный заем), одновременно удовлетворяющий следующим условиям:
если срок предоставления кредита (депозита, займа), срок погашения облигаций составляют не менее пяти лет либо кредит (депозит, заем) предоставлен без указания срока возврата, срок погашения облигаций не установлен;
если договор кредита (депозита, займа) или зарегистрированные условия эмиссии облигаций содержат положения о невозможности без согласования с Банком России:
досрочного возврата кредита (депозита, займа) или его части, а также досрочной уплаты процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) или досрочного погашения облигаций либо в случае, если кредит (депозит, заем) предоставлен без указания срока возврата, срок погашения облигаций не установлен, возврата кредита (депозита, займа) или его части либо погашения облигаций, досрочной уплаты процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом);
расторжения договора кредита (депозита, займа) и (или) внесения изменений в этот договор;
если условия предоставления кредита (депозита, займа), включая процентную ставку и условия ее пересмотра, в момент заключения договора (внесения изменений в договор) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов (депозитов, займов), а выплачиваемые по облигациям проценты и условия их пересмотра существенно не отличаются от среднего уровня процентов по аналогичным облигациям в момент их размещения или внесения изменений в решение о выпуске облигаций;
если договор кредита (депозита, займа) или условия эмиссии облигаций, установленные зарегистрированным решением об их выпуске, содержат положение о том, что в случае несостоятельности (банкротства) кредитной организации требования по этому кредиту (депозиту, займу, облигационному займу), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированному кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Кредитор по субординированному кредиту (депозиту, займу, облигационному займу) не может предъявлять требование о возврате кредита (депозита, займа) или его части либо погашении облигаций, досрочной уплате процентов за пользование кредитом (депозитом, займом, облигационным займом), расторжении договора кредита (депозита, займа), если только не наступили срок возврата кредита (депозита, займа), срок погашения облигаций, установленные в абзаце втором части первой настоящей статьи.
Договор субординированного кредита (депозита, займа) или условия субординированного облигационного займа могут содержать условие о праве кредитной организации отказаться в одностороннем порядке от уплаты процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа). Реализация кредитной организацией указанного права не влечет за собой возникновение финансовых санкций за неисполнение обязательств по уплате процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа).
Если частью шестой настоящей статьи не предусмотрено иное, в случае снижения норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации ниже уровня, определенного нормативным актом Банка России для прекращения (мены, конвертации) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), а также в случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или утверждения Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", также Советом директоров Банка России) плана участия Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предусматривающих оказание Банком России или Агентством финансовой помощи, предусмотренной пунктом 8 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", обязательства кредитной организации по возврату суммы основного долга по договору субординированного кредита (депозита, займа) или по условиям облигационного займа, обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) прекращаются в объеме, необходимом для достижения значения норматива достаточности собственных средств (капитала) указанного уровня или значений нормативов достаточности собственных средств (капитала), установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", соответственно невыплаченные проценты по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) не возмещаются и не накапливаются.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 229-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ)
Информация о снижении норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации ниже уровня, определенного нормативным актом Банка России для прекращения (мены, конвертации) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), размещается кредитной организацией на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Информация об утверждении Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или утверждении Комитетом банковского надзора Банка России (а в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", также Советом директоров Банка России) плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предусматривающих оказание Банком России или Агентством финансовой помощи, предусмотренной пунктом 8 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", размещается Банком России на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 229-ФЗ, от 01.05.2017 N 84-ФЗ)
Договором субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) или решением о выпуске облигаций в случаях, установленных частью четвертой настоящей статьи, может быть предусмотрено осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), в том числе по невыплаченным процентам по таким кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), а также по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации, в том числе конвертация облигаций кредитной организации (облигационного займа) в обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации. Если решением о выпуске облигаций предусмотрена возможность их конвертации в обыкновенные акции кредитной организации, к таким облигациям не применяются положения статьи 40 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" о преимущественном праве акционеров на приобретение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 98-ФЗ)
Банк России может предъявить кредитной организации требование о мене или конвертации указанных требований кредиторов, а также требований по финансовым санкциям за неисполнение обязательств в случае невыполнения указанного условия о мене или конвертации, установленного договором кредита (депозита, займа) или условиями выпуска облигаций. В случае предъявления Банком России кредитной организации требования о мене или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) кредитная организация обязана незамедлительно уведомить своих кредиторов о предъявлении Банком России такого требования, после чего кредиторы кредитной организации вправе принять решение о прощении долга. Решение о прощении долга должно быть принято в сроки, установленные Банком России для исполнения указанного требования, о чем кредитная организация обязана уведомить Банк России. В случае прощения долга кредиторами по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) требование Банка России о мене или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) считается отмененным.
Порядок осуществления мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), особенности регистрации соответствующих процедур, порядок направления и отмены требования Банка России о мене или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) определяются нормативными актами Банка России. Если договор субординированного займа (облигационного займа) или решение о выпуске облигаций предусматривает осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным займам (облигационным займам) в обыкновенные акции кредитной организации, указанные договор субординированного займа (облигационного займа) или решение о выпуске облигаций должны также содержать положение о коэффициенте мены или конвертации, рассчитанном исходя из соотношения рыночной стоимости обыкновенных акций кредитной организации (но не ниже их номинальной стоимости) и размера требований кредиторов по субординированным займам (облигационным займам).
(в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 98-ФЗ)
В случае предусмотренных частью шестой настоящей статьи мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) в обыкновенные акции (доли в уставном капитале) количество объявленных акций (долей) должно быть не менее количества, необходимого для мены или конвертации таких субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов).
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 229-ФЗ)
На осуществление мены или конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) на обыкновенные акции (доли в уставном капитале кредитной организации) не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
получения предварительного (последующего) согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации-заемщика;
получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) кредитной организации-заемщика федерального антимонопольного органа (направления уведомления в федеральный антимонопольный орган);
приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций кредитной организации-заемщика, являющейся акционерным обществом;
привлечения государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций;
осуществления преимущественного права лицами, имеющими преимущественное право приобретения дополнительных обыкновенных акций кредитной организации-заемщика, являющейся акционерным обществом.
К договорам субординированного кредита (депозита, займа) или условиям облигационного займа правила Гражданского кодекса Российской Федерации о займе, кредите, банковском вкладе, дарении применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Установленные статьей 17.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" условия, при которых эмитент обязан погасить облигации, предъявленные к досрочному погашению, не распространяются на случаи, если выпуски облигационных займов осуществлены кредитными организациями и являются субординированными в соответствии с настоящей статьей.
Положения частей первой и второй настоящей статьи в части предоставления субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) без указания срока возврата, без установления срока погашения облигаций, положения частей третьей и четвертой настоящей статьи, а также положения части седьмой настоящей статьи в части прощения долга в случае отказа кредитной организации от исполнения требования Банка России о мене или конвертации, предусмотренного указанной частью, не распространяются на предоставление субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов), предоставляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 года N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации".
Конституционно-правовой смысл статьи 25.1 Закона N 395-1, которая направлена на обеспечение прав иных клиентов кредитных организаций - в частности, физических лиц - заключается в том, что договор субординированного займа прекращается в той мере, в какой это необходимо для защиты их конституционных прав. Цель принятия части 4 статьи 25.1 Закона N 395-1 заключается в предотвращении банкротства кредитных организаций. В случае исполнения Договора Банк был бы признан банкротом и Общество наверняка не получило бы денежные средства, причитающиеся ему по Договору, поскольку такие требования удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2017 г. N Ф09-1028/17
Дело N А07-307/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Региональный фонд" (ИНН: 0274116335, ОГРН: 1070274000763; далее - общество "Региональный фонд") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2016 по делу N А07-307/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Региональный фонд" - Арзяев А.Н. (доверенность от 03.04.2017 N 27), Голова Е.Н. (доверенность от 04.04.2017 N 29), Ковалев М.В. (доверенность от 17.10.2016 N 62);
публичного акционерного общества "Банк Уралсиб" (ИНН: 0274062111, ОГРН: 1020280000190; далее - общество "Банк Уралсиб", банк) - Елисеев Е.В. (доверенность от 30.11.2016 N 1059), Рычева И.В. (доверенность от 30.11.2016 N 1048), Правящий П.А. (доверенность от 27.10.2016 N 896), Хуззятов А.А. (доверенность от 15.08.2016 N 742);
государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) - Крестьянинов А.О. (доверенность от 04.12.2015 N 1440);
Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) - Пестровский В.М. (доверенность от 22.12.2015 N 495).
Общество "Региональный фонд" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к обществу "Банк Уралсиб" о признании недействительным одностороннего прекращения обязательств по договору субординированного депозита от 27.11.2008 N СУБ 01-2008, взыскании задолженности по уплате ежегодного комиссионного вознаграждения в размере 127 440 000 руб., задолженности по уплате процентов на сумму вклада в соответствии с п. 2.2 и 2.3 договора за период с 06.11.2015 по 12.01.2016 в размере 147 479 541 руб. 88 коп., процентов за просрочку исполнения обязательств по уплате комиссионного вознаграждения по средней ставке банковского процента по вкладам физических лиц за период с 05.12.2015 по 12.01.2016 в размере 1 049 716 руб., процентов за просрочку исполнения обязательства по уплате комиссионного вознаграждения по средней ставке банковского процента по вкладам физических лиц за период с 13.01.2016 по день фактического исполнения указанного обязательства.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство, Банк России.
Решением суда от 25.08.2016 (судья Журавлева М.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 (судьи Столяренко Г.М., Забутырина Л.В., Хоронеко М.Н.) производство по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан прекращено; решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество "Региональный фонд" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование изложенных в кассационной жалобе доводов общество "Региональный фонд" указывает на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требования кредиторов по субординированным депозитам (займам) удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов кредитной организации, в то время как акционеры (участники) кредитной организации получают имущество, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, в том числе кредиторов по субординированным депозитам (займам). Как указывает кассатор, в рассматриваемом случае обязательства по субординированному депозиту прекращены по причине недостаточности капитала банка, однако его уставный капитал уменьшен не был. Таким образом, как полагает заявитель жалобы, произошло нарушение общей очередности удовлетворения требований кредиторов, акционеры банка получили преимущество перед истцом как кредитором банка.
Заявитель жалобы указывает также на то, что судами первой и апелляционной инстанций ошибочно применена норма ст. 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности). По мнению общества "Региональный фонд", Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 432-ФЗ) обратная сила придана только Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), но не для Закона о банках и банковской деятельности.
В отзывах на кассационную жалобу общество "Банк Уралсиб", Агентство просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества "Региональный фонд" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители общества "Банк Уралсиб" и третьих лиц поддержали возражения, изложенные в отзывах на кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, между обществом "Банк Уралсиб" (банк) и обществом "Региональный фонд" (вкладчик) заключен договор субординированного депозита от 27.11.2008 N СУБ 01-2008, в соответствии с которым вкладчик передал банку, а банк принял от вкладчика денежные средства в размере 6 000 000 000 руб.
Платежным поручением от 27.11.2008 N 14 общество "Региональный фонд" перечислило денежные средства на корреспондентский счет банка.
По условиям договора банк обязался ежемесячно, не позднее пятого рабочего дня каждого месяца выплачивать вкладчику проценты на сумму вклада в размере 13,2% годовых путем их перечисления на расчетный счет вкладчика (п. 2.2, 2.3 договора), а также ежегодно выплачивать вкладчику комиссионное вознаграждение за организацию сделки в размере 127 440 000 руб. (п. 2.6 договора).
Срок, на который общество "Региональный фонд" разместил в банке сумму вклада, согласно п. 3.2 договора, составлял 10 лет с даты зачисления суммы во вклад и впоследствии был продлен дополнительным соглашением N 1 к договору от 29.01.2009 - по 01.06.2019 и дополнительным соглашением от 05.10.2009 - по 31.12.2019.
Положениями договора предусмотрено, что он не может быть досрочно расторгнут до истечения вышеуказанного срока без согласования с Банком России (п. 3.3 договора).
Досрочный возврат вклада или его части, досрочная уплата процентов за пользование вкладом и комиссионного вознаграждения, а равно досрочное расторжение и/или изменение договора, влекущие указанные последствия, допускаются только после получения согласия Банка России в следующих случаях: по инициативе Банка России не ранее, чем через пять лет с даты включения суммы вклада в состав источников собственных средств (капитала) банка; если после заключения договора в нормативные правовые акты внесены изменения, существенно ухудшающие условия договора для его сторон (п. 3.4 договора).
Согласно п. 3.6 договора в случае банкротства банка требования вкладчика удовлетворяются после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов.
В связи с ухудшением финансового положения общества "Банк Уралсиб" 04.11.2015 на сайте Банка России была размещена информация о принятии мер по финансовому оздоровлению банка. В частности, указано, что 03.11.2015 Совет директоров Банка России утвердил План участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства общества "Банк Уралсиб".
Из представленных Банком России выписок из Плана участия следует, что на основании Приказа Банка России "О проведении анализа финансового положения банка Публичное акционерное общество "БАНК УРАЛСИБ" (ПАО "БАНК УРАЛСИБ") г. Москва" от 30.09.2015 N ОД-2626 группой представителей Агентства и Банка России проведен анализ финансового положения банка по состоянию на 01.10.2015.
По результатам проведенного анализа финансового положения банка по состоянию на дату анализа констатировано тяжелое финансовое положение банка. Выявленный объем недосозданных резервов по проблемным активам превышает размер собственных средств (капитала) банка, что не позволяет продолжать дальнейшую деятельность банка без принятия экстренных мер по укреплению его финансовой устойчивости" (п. 2.4 Раздела 2 Плана участия "Итоговый расчет стоимости чистых активов Банка").
Пунктом 2 раздела 3 Плана участия предусматривается обязанность банка на основании ч. 4 ст. 25.1 Закона о банках и банковской деятельности прекратить обязательства банка по всем договорам субординированного кредита (депозита, займа), заключенным банком до 03.11.2015.
Общество "Банк Уралсиб" 13.11.2015 направило в адрес общества "Региональный фонд" уведомление о том, что с 16.11.2015 прекращаются обязательства должника (банка) по возврату суммы основного долга и процентов по договору субординированного депозита, а также по всем иным субординированным инструментам, в полном объеме в связи с необходимостью достижения значения норматива достаточности собственных средств (капитала) уровня, установленного Инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах банков". Согласно данному уведомлению невыплаченные проценты по договору не возмещаются и не накапливаются.
Общество "Региональный фонд", полагая одностороннее прекращение обязательств по договору незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами ст. 50.39 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ), ст. 25.1 Закона о банках и банковской деятельности, ст. 189.49 Закона о банкротстве, пришел к выводу о правомерности прекращения ответчиком обязательств по договору субординированного депозита в связи со снижением норматива достаточности собственных средств банка ниже уровня, определенного нормативным актом Банка России для прекращения (мены, конвертации) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), а также утверждением Банком России Плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Под субординированным кредитом (депозитом, займом, облигационным займом) понимается кредит (депозит, заем, облигационный заем), одновременно удовлетворяющий следующим условиям: 1) срок предоставления займа составляет не менее пяти лет; 2) договор займа содержит положения о невозможности без согласования с Банком России: досрочного возврата займа или его части, а также досрочной уплаты процентов за пользование займом, досрочного расторжения договора займа и (или) внесения изменений в указанный договор; 3) условия предоставления указанного займа, включая процентную ставку и условия ее пересмотра, в момент заключения договора (внесения изменений в договор) существенно не отличаются от рыночных условий предоставления аналогичных займов; 4) договор займа содержит положение о том, что в случае банкротства кредитной организации требования по этому займу, удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов (п. 2 ст. 50.39 Закона N 40-ФЗ в редакции, действующей в момент заключения договора).
Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 432-ФЗ) в Закон о банках и банковской деятельности введена статья 25.1 о субординированных кредитах кредитной организации, кроме того, внесены изменения в Закон о банкротстве, данный закон дополнен параграфом 4.1 о банкротстве кредитных организаций; Закон N 40-ФЗ признан утратившим силу.
Согласно п. 1 ст. 189.9 Закона о банкротстве до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Законом о банках и банковской деятельности, которые осуществляются с участием Агентства в соответствии с параграфом 4.1 о банкротстве кредитных организаций.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 189.49 Закона о банкротстве меры по предупреждению банкротства банка могут осуществляться Агентством путем: оказания финансовой помощи, предусмотренной данной статьей; организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России; исполнения функций временной администрации по управлению банком в соответствии со ст. 189.34 данного Закона; осуществления иных способов, предусмотренных параграфом 4.1. Закона.
Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, который должен быть направлен Агентством в Банк России не позднее чем в течение двадцати дней со дня направления Агентством уведомления в Банк России о принятии решения о своем участии в предупреждении банкротства банка.
В силу п. 8 ст. 189.49 Закона о банкротстве при осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Агентство вправе оказывать финансовую помощь: лицам (лицу), приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акции банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале, представляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью); банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акций банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).
В соответствии с частью 4 ст. 25.1 Закона о банках и банковской деятельности, если частью шестой данной статьи не предусмотрено иное, в случае снижения норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации ниже уровня, определенного нормативным актом Банка России для прекращения (мены, конвертации) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), а также в случае утверждения Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предусматривающего оказание Агентством финансовой помощи, предусмотренной п. 8 ст. 189.49 Закона о банкротстве, обязательства кредитной организации по возврату суммы основного долга по договору субординированного займа, обязательства по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным займам прекращаются в объеме, необходимом для достижения значения норматива достаточности собственных средств (капитала) указанного уровня или значений нормативов достаточности собственных средств (капитала), установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", соответственно невыплаченные проценты по таким займам не возмещаются и не накапливаются.
Таким образом, прекращение обязательств по договорам субординированного займа предусмотрено не только Законом о банках и банковской деятельности, но и Законом о банкротстве.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в связи с ухудшением в 2015 году финансового положения общества "Банк Уралсиб", на основании приказа Банка России от 30.09.2015 N ОД-2626 совместной группой представителей Банка России и Агентства был проведен финансовый анализ банка по состоянию на 01.10.2015, по результатам которого выявлено тяжелое финансовое положение банка вследствие превышения объема недосозданных резервов по проблемным активам над размером собственных средств (капиталом) банка и признана необходимость принятия экстренных мер по укреплению финансовой устойчивости банка. В связи с изложенным, Банк России принял решение об осуществлении в отношении общества "Банк Уралсиб" мер по предупреждению банкротства с участием Агентства по страхованию вкладов.
Комитетом банковского надзора Банка России 03.11.2015 утвержден План участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банка. Агентством предоставлена финансовая помощь банку в виде займов в общей сумме 81 000 000 000 руб.
Планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства общества "Банк Уралсиб" предусмотрено приобретение инвестором - физическим лицом Коганом Владимиром Игоревичем размещенных акций банка у акционеров в количестве не менее 75% обыкновенных акций банка. Пунктом 2 раздела 3 Плана участия предусматривается обязанность Банка на основании ч. 4 ст. 25.1 Закона о банках и банковской деятельности прекратить обязательства Банка по всем договорам субординированного кредита (депозита, займа), заключенным Банком до даты утверждения плана.
В выписке из Плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка указано, что при исполнении банком предъявленного Банком России требования о доформировании резервов на возможные потери на сумму 19,3 млрд. руб. должник допустит нарушение значений обязательных нормативов и возникнут основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве).
Из представленной обществом "Банк Уралсиб" информации следует, что при исполнении вышеуказанных предписаний Банка России о доформировании резервов величина собственных средств (капитала) банка стала отрицательной, значение норматива достаточности капитала Н1.0 составило 0% при минимально допустимом значении 10%. После прекращения обязательств по всем субординированным депозитам/займам значение норматива достаточности капитала Н1.0 составило 6,6%, что также меньше допустимого значения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, учитывая утверждение Комитетом банковского надзора Банка России Плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, пришли к обоснованному выводу о наличии у общества "Банк Уралсиб" в силу ч. 4 ст. 25.1 Закона о банках и банковской деятельности оснований для прекращения обязательств по субординированному депозиту, предоставленному обществом "Региональный фонд" банку по договору от 27.11.2008, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о невозможности применения положений статьи 25.1 Закона о банках и банковской деятельности и ряда положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ввиду отсутствия у закона обратной силы не могут быть приняты во внимание, поскольку заявлены без учета положений части 8 статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", где предусмотрено, что действие положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 432-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 432-ФЗ, в связи с реализацией планов участия Агентства в предупреждении банкротства банка, согласованных (утвержденных) Банком России в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 года N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 N 125-О.
Суды верно отметили, что нормы ст. 25.1 Закона о банках и банковской деятельности являются публично-правовой императивной нормой прямого действия. Данное законоположение направлено, в том числе на обеспечение баланса интересов всех участников отношений в банковской сфере и осуществление мер по предупреждению банкротства банка, учитывающее особый правовой режим субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), отличающий его, в частности, от договоров займа и кредита, заключаемых в соответствии с главой 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о нарушении общей очередности удовлетворения требований кредиторов со ссылкой на то, что в рассматриваемом случае не был уменьшен уставный капитал общества "Банк Уралсиб" до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала).
Согласно пункту 12 статье 189.49 Закона о банкротстве финансовая помощь в виде взноса в уставный капитал банка за счет средств Агентства оказывается Агентством при одновременном соблюдении следующих условий: уменьшение размера уставного капитала банка по решению Банка России до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала); прекращение обязательств банка по договорам субординированного кредита (договорам депозита, займа, облигационного займа), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации; приобретение Агентством и (или) инвестором (инвесторами) акций (долей в уставном капитале) банка в количестве не менее семидесяти пяти процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).
Вместе с тем частью 4 ст. 25.1 Закона о банках и банковской предусмотрено, что условием прекращения обязательства кредитной организации по возврату суммы основного долга и финансовым санкциям по договору субординированного депозита является утверждение Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, предусматривающего оказание Агентством финансовой помощи в соответствии с пунктом 8 статьи 189.49 Закона о банкротстве, а не финансовой помощи, предусмотренной пунктом 12 статьи 189.49 Закона о банкротстве.
В рассматриваемом случае доказательств того, что решение об оказании финансовой помощи было принято в порядке, предусмотренном пунктом 12 ст. 189.49 Закона о банкротстве, в материалы дела не представлено.
Следует также отметить, что План, утвержденный Банком России, является для банка основным документом в период предупреждения его банкротства, обязательным для исполнения.
Невыполнение банком Плана участия является основанием для применения Банком России к банку предусмотренных законодательством мер воздействия, вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций, что повлечет признание банка банкротом и наступление негативных последствий для многочисленных кредиторов банка (п. 6 ст. 189.49 и п. 13 ст. 189.47 Закона о банкротстве).
Таким образом, действия, совершенные обществом "Банк Уралсиб", Агентством и Банком России в процессе осуществления мер по предупреждению банкротства банка и связанные с утверждением и исполнением Плана, соответствуют положениям параграфа 4.1 главы IX Закона о банкротстве.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества "Региональный фонд" - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.08.2016 по делу N А07-307/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Региональный фонд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
А.Д.ТИМОФЕЕВА
С.Н.СОЛОВЦОВ
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2014 г.
N 416-П
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ И КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - УЧРЕДИТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, СОВЕРШАЮЩИХ СДЕЛКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АКЦИЙ (ДОЛЕЙ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И (ИЛИ) НА УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ АКЦИОНЕРОВ (УЧАСТНИКОВ) КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.11. Если физическим лицом в результате осуществления мены или конвертации требований кредиторов по субординированным инструментам получено более 10 процентов обыкновенных акций (долей) кредитной организации в случаях, предусмотренных частью шестой статьи 25.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", то такое физическое лицо не позднее 90 календарных дней с даты государственной регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации, связанных с увеличением ее уставного капитала, представляет в кредитную организацию для оценки его финансового положения Сведения с приложением документов, подтверждающих источники происхождения собственных средств (доходов) физического лица, а также справку об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданную налоговым органом не ранее чем за 90 дней до даты представления указанных Сведений и документов.
Период времени, за который представляются Сведения о доходах и документы, подтверждающие источники происхождения собственных средств (доходов) указанного физического лица, определяется им самостоятельно с учетом того, что данный период должен предшествовать дате фактического получения денежных средств кредитной организацией - заемщиком по субординированному инструменту от физического лица - кредитора или дате совершения сделки по приобретению прав требования по субординированному инструменту новым кредитором - физическим лицом, получившим указанное право от первоначального кредитора или третьего лица при уступке (переуступке). Информация об обязательствах такого физического лица указывается на дату, предшествующую дате представления Сведений.
Таким образом, теоретически в суборде могут участвовать не только юрики но и физики (физические лица), поскольку ни закон О банках в ст. 25.1 ни нормативно-правовые акты Банка России прямо это не исключают. Более того, в отдельных случаях такое участие даже регулируется НПА Банка России, например Положение №416-П от 18.02.2014 года в п. 6.11 предполагает участие физических лиц в субординированных инструментах и регулирует вопрос мены или конвертации таких требований в акции или доли кредитной организауии. С другой строны, такое участие требует специальной подготовки физических лиц, по аналогии с квалифицированными инвесторами, поскольку по закону суборд могут полностью списать и не обязательно в банкротсве банка. Например, так было с банком Уралсиб, где суборд был полностью списан ввиду снижения норматива достаточности капитала банка. Банк сменил акционера, продолжил свое существование, а кредитор по суборду полностью потерял свои деньги в размере более 6 млрд. рублей. Там кредитором было юридическое лицо. Соответственно применительно к физическим лицам, как к более слабой стороне в отношениях, которые предположительно не обладают компетенцией, такие условия могут подвергаться сомнению, в том числе и со стороны судебной власти.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Доступ к форуму
- Не допустимо: создать новую тему.
- Не допустимо: ответить.
- Не допустимо: редактировать ваше сообщение.
- Форум
- Вопросы материального права
- Отдельные виды обязательств
- Заем / кредит
- Субординированный кредит
Контакты
Офис "Братиславская"
г. Москва, ул. Братиславская д.16, корп. 1
(отдельный вход со двора)
м. Братиславская (1 мин. пешком)
Офис "Трехпрудный"
г. Москва, Трехпрудный пер., д. 11/13 стр. 2
м. Маяковская (5 мин. пешком)
Тел.: +7 (495) 545-10-99
Факс: +7 (495) 347-67-67
Дежурный: +7 (916) 303-23-23
e-mail: 5451099 @ mail.ru
Узнайте больше!
Вы можете получить краткую бесплатную юридическую консультацию прямо на страницах нашего сайта в Форуме, а так же обменяться своим мнением относительно обсуждаемых там вопросов. Услуга "Заказ звонка" - Вы можете оставить заявку на оказание юридической поддержки с кратким описанием Вашей проблемы, заполнив специальную форму в разделе "Контакты" и наш Дежурный консультант обязательно свяжется с Вами в ближайшее время. Так же Вы можете воспользоваться СМС-сервисом, отправив СМС на наш мобильный номер +7(916) 303-23-23.