Юридическое Бюро - Юридические услуги

Поиск по сайту

Специальное предложение!

Продается Инвестиционно-финансовая компания

Лицензия ФСФР от января 2009 на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами

ООО, один участник – Штат сотрудников укомплектован. ООО, один учредитель - юридическое лицо, уставный капитал оплачен деньгами в размере 10 миллионов рублей. ИФНС России № 7 по г. Москве. Вся отчетность в порядке. Деятельность не велась.

Цена 750 000руб. подробнее

Вход

Инвест монеты как законное средство платежа

10 года 1 день назад #2864 от Рига
Здесь рассматриваются вопросы, связанные с инвестиционными монетами (особенно иностранных государств) в контексте их определения как законного средства платежа.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 года 1 день назад #2865 от Рига
Юридическое управление сообщает свою позицию относительно операций с монетами иностранных государств, с точки зрения возможных налоговых последствий.
Согласно подпункта 11 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, реализация монет из драгоценных металлов освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость исключительно при условии, если такие монеты являются законным средством наличного платежа иностранного государства. Таким образом, по мнению Юридического управления, необходимым условием для применения данной налоговой льготы по НДС является наличие официальных, а не предполагаемых документов, подтверждающих статус монет как законного средства платежа.
Поскольку вопросы установления статуса монет из драгоценных металлов в качестве законного средства наличного платежа относятся к исключительной компетенции эмиссионных институтов соответствующих государств, критерием признания статуса иностранных монет из драгоценных металлов (законным средством наличного платежа) является официальное сообщение соответствующего эмиссионного института с подтверждением платежного статуса монет.
Такими эмиссионными институтами могут быть центральные (государственные, национальные) банки, министерства финансов, в отдельных случаях другие уполномоченные организации.
Данная позиция подтверждается соответствующими разъяснениями Банка России, изложенными в Письмах от 6 августа 2013 г. N 02-29-7/3313 и от 23 апреля 2012 г. N 29-5-2-5/2921. Указанные разъяснения являются более поздними по отношению к письму Минфина РФ от 09.11.2011г. № 03-07-05/35, что позволяет прийти к выводу об их наибольшей актуальности.
Таким образом, по мнению Юридического управления, копии таможенных деклараций с кодом товара 711890 по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, оформляемые другим юридическим лицом в отношении себя лично, не в полной мере отвечают требованиям подпункта 11 пункта 2 ст. 149 НК РФ, что создает риск наступления неблагоприятных последствий в части налога на добавленную стоимость.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 года 1 день назад #2866 от Рига
Вопрос: ...О правилах работы кредитных организаций с монетами из драгоценных металлов иностранных государств, а также о порядке признания их законным средством платежа.
(Письмо Банка России от 06.08.2013 N 02-29-7/3313)

Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в связи с Письмом Банка России от 23.04.2012 N 29-5-2-5/2921, а также современным состоянием рынка монет из драгоценных металлов.
Кредитные организации выражают обеспокоенность отсутствием на российском рынке инвестиционных монет Банка России (например, золотой и серебряной монет "Георгий Победоносец"). Анонсированный Банком России тираж золотых монет "Георгий Победоносец" в количестве 500 000 штук в настоящий момент в территориальных учреждениях Банка России отсутствует. Монетная программа "Сочи-2014" (инвестиционные и памятные монеты) в полном объеме находится у Сбербанка России, памятные монеты отпускаются в очень ограниченном, штучном порядке.
Вследствие указанного состояния рынка монет Банка России из драгоценных металлов многие кредитные организации планируют осваивать рынок монет из драгоценных металлов иностранных государств (Камеруна, Ниуэ, островов Конго, Соломоновых островов, Виргинских островов, Токелау, островов Кука и др.).
Однако возникает вопрос относительно правового режима сделок с монетами из драгоценных металлов иностранных государств. Если указанные монеты являются законным средством платежа на территории страны своего происхождения, то в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) такие монеты следует считать валютной ценностью. Поэтому использование указанных монет в качестве предмета валютных операций может осуществляться только в соответствии с указанным Законом N 173-ФЗ. Однако в отличие от обычных монет и банкнот иностранных государств монеты иностранных государств из драгоценных металлов используются в обороте не в качестве средства платежа, а в качестве инвестиционного актива. Указанная особенность оборота монет из драгоценных металлов никак не регулируется Законом N 173-ФЗ, в связи с чем на практике постоянно возникают различные вопросы.
Прямые запреты на покупку/продажу монет иностранных государств из драгоценных металлов действующим законодательством не установлены. Информация об эмиссии монет иностранных государств из драгоценных металлов до сведения кредитных организаций не доводится. Отсутствуют и нормативные акты Банка России, регулирующие специальный порядок работы с этими монетами, включая порядок их бухгалтерского учета.
Сложившаяся практика показывает, что большинство кредитных организаций покупает монеты иностранных государств на вторичном рынке. Эти монеты могут быть ввезены на территорию Российской Федерации физическими лицами, которые, находясь за границей, купили их в иностранных банках. При этом у физических лиц, как правило, отсутствуют официальные документы эмиссионных институтов иностранных государств, подтверждающие, что эти монеты являются законным средством платежа.
По указанной причине российские кредитные организации вынуждены получать информацию о том, являются ли конкретные монеты иностранных государств законным средством платежа, как правило, из официальных интернет-ресурсов эмиссионных институтов или в нумизматических изданиях.
Отдельного внимания заслуживает рынок инвестиционных монет иностранных государств, процедура распространения которых не предусматривает наличие рассматриваемого сертификата. Поэтому информацию о том, являются ли эти монеты законным средством платежа, кредитные организации получают только из Интернета.
Кроме того, кредитные организации работают с монетами, у которых отсутствует подтверждение их платежного статуса, поскольку они вышли из обращения. Операции с такими монетами подлежат налогообложению НДС.
Вправе ли кредитные организации использовать на вторичном рынке при совершении операций с иностранными монетами из драгоценных металлов сертификат подтверждения их платежного статуса, выданный на первого распространителя (иностранное юридическое лицо, нумизматическое издание)?
Вправе ли кредитные организации, совершающие сделку купли-продажи иностранных монет, требовать от физического лица - продавца сертификат подтверждения платежного статуса этих иностранных монет из драгоценных металлов, если он был выдан на имя продавца?
Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
Является ли информация, полученная из интернет-ресурса иностранного эмиссионного банка, а также нумизматических изданий, достаточной, чтобы кредитная организация могла подтвердить, что приобретенная ею инвестиционная иностранная монета из драгоценных металлов является законным средством платежа в стране происхождения?
Могут ли кредитные организации совершать операции с монетами из драгоценных металлов иностранных государств, Российской Федерации, СССР, которые не являются законным средством платежа?

Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 августа 2013 г. N 02-29-7/3313

В ответ на письмо о правилах работы кредитных организаций с монетами из драгоценных металлов иностранных государств Банк России сообщает следующее.
Банк России, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами, а также нормативными актами Банка России, осуществляет операции исключительно с денежными знаками, включая монеты из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.
Соответственно, нормативные акты Банка России, регламентирующие порядок реализации кредитным организациям - резидентам монет из драгоценных металлов, затрагивают только эту категорию монет.
Положение Банка России от 01.11.1996 N 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" устанавливает требования Банка России к проведению кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и определяет порядок проведения банковских операций с драгоценными металлами, к которым относятся слитки золота, серебра, платины, палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации. Операции с монетами из драгоценных металлов, не являющимися валютой Российской Федерации, осуществляются кредитными организациями только при наличии лицензии на совершение операций с драгоценными металлами.
Вопросы установления статуса монет из драгоценных металлов в качестве законного средства наличного платежа относятся к исключительной компетенции эмиссионных институтов соответствующих государств.
Критерием признания статуса иностранных монет из драгоценных металлов (законным средством наличного платежа) является официальное сообщение соответствующего эмиссионного института или иной способ доведения информации о законных средствах наличного платежа, определенный законодательством соответствующего государства.
Такими институтами могут быть центральные (государственные, национальные) банки, министерства финансов, в отдельных случаях другие уполномоченные организации.

Г.И.ЛУНТОВСКИЙ
06.08.2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 года 1 день назад #2867 от Рига
Вопрос: О документах, подтверждающих статус монет из драгоценных металлов в целях применения освобождения от налогообложения НДС.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2011 г. N 03-07-05/35

В связи с письмом по вопросу документального подтверждения статуса монет из драгоценных металлов в целях применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Подпунктом 11 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что реализация монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств), освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом перечень документов, подтверждающих право на применение указанного освобождения, Кодексом не установлен.
Поэтому статус монет, по нашему мнению, может подтверждаться любыми документами, применяемыми в обычае делового оборота.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
09.11.2011

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 года 1 день назад #2868 от Рига
Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, связанные с подтверждением статуса монет из драгоценных металлов, выпущенных иностранными государствами, в качестве законного средства наличного платежа.
В соответствии с пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача) на территории Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств).
Указанное освобождение от налогообложения НДС возможно только при наличии документального подтверждения статуса монет из драгоценных металлов.
Поскольку перечень документов, подтверждающих право на применение указанного освобождения, НК РФ не установлен, статус монет, по мнению Минфина России (Письмо от 09.11.2011 N 03-07-05/35), может подтверждаться любыми документами, применяемыми в обычае делового оборота.
Как правило, документом, подтверждающим статус монеты иностранного государства, является сертификат, в котором указываются характеристики монеты (номинал, вид и содержание в ней химически чистого драгоценного металла, вес, качество чеканки, тираж и др.). Однако на практике имеют место случаи, когда сертификат отсутствует.
Какой доступный официальный источник информации может быть использован для подтверждения статуса монеты в качестве законного средства платежа в случае отсутствия сертификата в целях освобождения от уплаты НДС?
Ассоциация российских банков

Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 апреля 2012 г. N 29-5-2-5/2921

В связи с письмом сообщаем, что статус законного средства платежа монет иностранных государств устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами каждого государства, поэтому сообщения эмиссионных институтов и уполномоченных ими организаций о выпуске в обращение монет, размещаемые в средствах массовой информации, как правило, не содержат сведений о платежном статусе монет.
В этой связи в качестве источников информации о платежном статусе монет иностранных государств можно рассматривать официальные письма эмиссионных институтов этих государств или уполномоченных ими организаций с подтверждением платежного статуса монет, направляемые российским распространителям этих монет по их запросам.

Заместитель директора
Департамента наличного
денежного обращения
А.Е.ПАУНИЧЕВ
23.04.2012

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

10 года 1 день назад #2869 от Рига
"Налоги" (газета), 2012, N 36

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЛЬГОТЫ ПО НДС
В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТОВАРОВ

Основная масса товаров, продающихся на территории Российской Федерации, облагается налогом на добавленную стоимость по ставкам 18% или 10%. В то же время в отношении некоторых видов товаров гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации содержит нормы, позволяющие налогоплательщику НДС не облагать налогом операции по их реализации. Что это за товары и на что следует обратить внимание при их продаже в льготном налоговом режиме, мы и поговорим далее.

В первую очередь к специальным видам товаров, с реализации которых налогоплательщик вправе не уплачивать налог, относятся монеты из драгоценных металлов. Такую возможность предоставляет налогоплательщику НДС пп. 11 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в соответствии с которым не подлежит налогообложению реализация монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством наличного платежа Российской Федерации или иностранного государства (группы государств).

Обратите внимание! В такой редакции пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ действует начиная с 1 апреля 2011 г. Такие изменения в ст. 149 НК РФ внесены Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
До указанной даты пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ позволял использовать льготный налоговый режим при реализации монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.

Причем при использовании данной льготы в прежней редакции у налогоплательщика НДС должны были выполняться следующие условия:
- монеты должны быть выполнены из драгоценных металлов. Напомним, что в соответствии с нормами Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы, а именно: палладий, иридий, родий, рутений и осмий. Причем перечень драгоценных металлов закрытый и может быть расширен только федеральным законом;
- монеты должны признаваться либо валютой Российской Федерации, либо валютой иностранного государства;
- монеты должны носить инвестиционный характер, т.е. использоваться в качестве самостоятельного инструмента для вложения свободных денежных средств населения и организаций.
Согласно разъяснениям налоговиков, приведенным в Письме УМНС России по г. Москве от 16 сентября 2004 г. N 24-08/60107, к коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:
- монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;
- монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств).
Причем, как указывают сами налоговики, в целях определения коллекционного характера монет лучше воспользоваться специальным заключением Центрального Банка Российской Федерации.
Отметим, что порядок совершения сделок с монетами из драгоценных металлов установлен в разд. V Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 756 (далее - Положение N 756). Как следует из п. 27 Положения N 756, монеты из золота, серебра, платины и металлов платиновой группы, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по нарицательной стоимости на российской территории во все виды платежей без ограничений, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода.
По общему правилу запрещено использование в качестве средства платежа, а также путем зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода монет Российской Федерации, вышедших из обращения на момент совершения платежа, а также монет иностранных государств.
Особенности проведения в Российской Федерации операций с монетами устанавливаются Банком России. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации утверждено Банком России от 24 апреля 2008 г. N 318-П.
При осуществлении операций с монетами из драгоценных металлов следует обратить внимание на Письмо Банка России от 3 июля 2001 г. "Об обращении золотых и серебряных монет на территории Российской Федерации".
Если же налогоплательщик (банк) реализует монеты из драгоценных металлов коллекционного характера, то реализация таких монет облагается банком в общем порядке, установленном нормами гл. 21 НК РФ. Обращаем ваше внимание на то, что указанная глава позволяет такой категории налогоплательщиков НДС, как банки, воспользоваться правом, предоставленным им п. 5 ст. 170 НК РФ. В соответствии с указанным пунктом банк имеет право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.
Если банком используется данная возможность, то это должно быть закреплено в его учетной политике. В этом случае при приобретении коллекционных монет из драгоценных металлов банк обязан включать всю сумму "входного" налога, уплаченного им при приобретении монет коллекционного характера, в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. На это указывает Письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. N 03-03-04/2/82.
Причем, как разъяснили сотрудники налогового ведомства в Письме ФНС России от 13 декабря 2005 г. N 03-1-03/2140/7, при использовании права, закрепленного в п. 5 ст. 170 НК РФ, банки с операций, подлежащих налогообложению НДС, уплачивают налог по мере получения оплаты. Следовательно, и в состав налогооблагаемых расходов включается только НДС, уплаченный поставщиками.
Обращаем ваше внимание на то, что одним из условий применения льгот, установленных ст. 149 НК РФ, в соответствии с нормами п. 6 указанной статьи является наличие лицензии при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию. Статьей 13 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" определено, что кредитные организации, в т.ч. банки, совершают банковские операции на основании лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России. Поэтому, если требуемая лицензия отсутствует, то применение льготного режима налогообложения банком будет признано неправомерным.
Несмотря на то что сегодня пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ действует в новой редакции, значительно расширяющей сферу его применения, по мнению автора, весь предыдущий порядок применения льготы пока забывать не стоит, ведь если в 2012 г. к вам придут с налоговой проверкой, то ревизии подвергнутся три календарных года, предшествующие году проведения проверки.
Тем, кто сегодня совершает операции с монетами из драгоценных металлов, по мнению автора, имеет смысл обратить внимание на Письмо Минфина России от 9 ноября 2011 г. N 03-07-05/35. В нем чиновники разъясняют, что в целях применения льготы по НДС, установленной пп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ, статус монет из драгоценных металлов может подтверждаться любыми документами, применяемыми в обычае делового оборота.
Напоминаем, что в силу ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области бизнеса правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
При этом п. 2 ст. 5 ГК РФ прямо предусмотрено, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Обратите внимание! Как разъясняется в Письме Банка России от 31 января 2012 г. N 09-33-6/369, сделки по продаже монет из драгоценных металлов вправе осуществлять не только сами банки, но и их внутренние структурные подразделения, в частности операционные и дополнительные офисы. Правда, это возможно только при условии делегирования таких прав указанным внутренним структурным подразделениям открывшей их кредитной организацией (филиалам).

Второй вид специальных товаров, реализация которых производится в льготном режиме, - это товары, помещенные под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли. Льгота по реализации данных товаров установлена пп. 18 п. 2 ст. 149 НК РФ.
В соответствии со ст. 302 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) беспошлинная торговля представляет собой таможенную процедуру, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов Таможенного союза.

Обратите внимание! Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375.

Товары Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли путем подачи таможенной декларации. Причем декларантом может выступать исключительно владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров.
В соответствии со ст. 33 ТК ТС владельцем магазина беспошлинной торговли (а равно и декларантом) может выступать только российская организация, включенная в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Вопросы предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при включении юридических лиц в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли подробно разъяснены в Письме ФТС России от 1 ноября 2011 г. N 01-11/52686 "О предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли".
Заметим, что на торговлю в магазине беспошлинной торговли в большинстве случаев лицензии не требуется, это вытекает из ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).

Обратите внимание! Если в магазине беспошлинной торговли реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, осуществляется посредником, то его услуги облагаются налогом в общем порядке. На это указывает п. 7 ст. 149 НК РФ, кроме того, такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 4 марта 2009 г. N 03-07-08/51.

Следующий вид специальных товаров, налогообложение которых производится в льготном налоговом режиме, - это лом и отходы черных и цветных металлов, льгота по реализации которых установлена пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ.
При применении льготного режима налогообложения по данному основанию следует отметить, что в НК РФ нет самостоятельного понятия лома и отходов черных и цветных металлов. Поэтому на основании ст. 11 НК РФ налогоплательщик вправе обратиться к нормам Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В ст. 1 Закона N 89-ФЗ под ломом и отходами цветных и (или) черных металлов понимаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 1 июля 2011 г. N 03-07-07/32.
Следует иметь в виду, что в соответствии с пп. 34 п. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных и цветных металлов подлежит лицензированию, следовательно, использование указанной льготы возможно лишь при наличии специального разрешения. Положения о лицензировании указанных видов деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 766 "О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов" (далее - Положение о лицензировании).
Однако если речь идет о реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у фирмы или индивидуального предпринимателя в процессе собственного производства, то льгота используется и без наличия лицензии, т.к. это прямо предусмотрено в Положениях о лицензировании. На это, кстати, указывают и сами налоговые органы в Письме ФНС России от 16 августа 2006 г. N 03-1-03/1562@ "О налоге на добавленную стоимость". Такого мнения придерживаются и арбитры, на что указывает Постановление ФАС Уральского округа от 6 декабря 2011 г. N Ф09-7900/11 по делу N А60-9611/2011, Постановление ФАС Центрального округа от 22 октября 2010 г. по делу N А08-764/2009-16-20, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2009 г. N Ф04-1529/2009(2358-А45-49) по делу N А45-4249/2008, Постановление ФАС Московского округа от 22 августа 2008 г. N КА-А40/7832-08 по делу N А40-31810/07-90-180 и др.
Итак, мы рассмотрели часть льгот, относящихся к так называемым специальным товарам. В отношении данных налоговых преференций отметим, что все они установлены п. 2 ст. 149 НК РФ, вследствие чего являются обязательными к применению налогоплательщиками НДС.
Теперь рассмотрим необязательные льготы, в части реализации специальных товаров, т.е. установленные п. 3 ст. 149 НК РФ.
Подпункт 6 п. 3 ст. 149 НК РФ позволяет налогоплательщикам НДС продавать без налога изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Исключение касается лишь товаров, облагаемых акцизами. Напоминаем, что перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ.
При использовании данной льготы следует иметь в виду, что льготный режим налогообложения применяется лишь в отношении изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сегодня таким федеральным органом исполнительной власти выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое осуществляет регистрацию указанных образцов в соответствии с Правилами регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 г. N 35 (далее - Правила регистрации).
Как следует из п. 1 Правил регистрации, регистрация образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется посредством присвоения регистрационного номера перечню зарегистрированных образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, представленных для регистрации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (отдельно по каждому изготовителю изделий), на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации.

Обратите внимание! Если реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется через посредника, то его услуги также не облагаются налогом. На это указывает п. 2 ст. 156 НК РФ.

Кстати, отметим, что изделия народных художественных промыслов довольно часто являются предметом экспорта, налогообложение которого, как известно, осуществляется по ставке налога 0%. В отличие от операций, освобожденных от налогообложения, нулевая ставка налога позволяет налогоплательщику НДС применять налоговые вычеты по суммам "входного" налога. Поэтому налогоплательщики НДС, осуществляющие реализацию изделий народных художественных промыслов, зачастую отказываются от данной льготы, т.к. при экспорте товаров, освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ, ставка налога 0% не применяется. Такие разъяснения дают финансисты в Письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 03-07-08/32.
Вместе с тем арбитражная практика по поводу возможности применения ставки 0% в отношении товаров, освобождаемых от налога на основании ст. 149 НК РФ, не является однозначной. По мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженного в Постановлении от 14 декабря 2004 г. N 8870/04, перечень операций, установленных ст. 149 НК РФ, распространяется в т.ч. и на товары, реализуемые в режиме экспорта. Однако арбитры Северо-Западного ФАС с таким подходом не согласны, о чем свидетельствует Постановление от 3 октября 2007 г. по делу N А56-2177/2007.
В то же время, по мнению автора, точка зрения Минфина России абсолютно законна, ведь в силу ст. 147 НК РФ товары, отправляемые за рубеж, считаются реализованными в Российской Федерации, значит, первичным в данном случае выступает льготный налоговый режим.
Следующая льгота представлена пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которой освобождается от налогообложения реализация:
- руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;
- драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам;
- драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт;
- драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам;
- драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам;
- драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками Центральному банку Российской Федерации и банкам, в т.ч. по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с Центральным банком Российской Федерации и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилища банков;
- драгоценных металлов в слитках иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).
Отметим, что в части реализации руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа льготный режим налогообложения применяется только в том случае, если продажа указанных товаров осуществляется в адрес предприятий-переработчиков. Такие разъяснения по применению данной льготы даны в Письмах Минфина России от 9 августа 2010 г. N 03-07-11/350 и от 27 июня 2007 г. N 03-07-11/200.
В то же время среди судебных решений имеются и такие, в которых суды признают законным применение льготного налогового режима независимо от статуса покупателя, на что указывает Постановление ФАС Уральского округа от 16 ноября 2005 г. по делу N Ф09-4575/05-С2.
Заметим, что на основании пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ банки вправе не уплачивать налог при продаже слитков драгоценных металлов юридическим и физическим лицам, при условии что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков). Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 20 сентября 2011 г. N 03-07-14/92.
Следующий вид льготных специальных товаров - это необработанные алмазы. Как определено пп. 10 п. 3 ст. 149 НК РФ, реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности не облагается НДС.
Обращаем ваше внимание на то, что главным критерием применения данной льготы является статус организации - покупателя необработанных алмазов. Она должна относиться к разряду перерабатывающих фирм данной отрасли. Такое мнение подтверждают и арбитры в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2005 г. по делу N А58-673/05-Ф02-6034/05-С1. Причем в данном деле суд посчитал правомерным использование льготного налогового режима даже при том условии, что обработка необработанных алмазов была осуществлена не самим покупателем, а организацией-переработчиком в рамках договора давальческой переработки.
И, наконец, последний вид специальных товаров, реализация которых освобождена от налогообложения, - это продукция собственного производства организаций, занятых в сельском хозяйстве.
Согласно пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
Как следует из данного подпункта, одним из критериев применения льготного налогового режима по данному основанию является удельный вес доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства, который должен составлять не менее 70% от общей суммы доходов налогоплательщика.
Причем, по мнению Президиума ВАС РФ, выраженному в Постановлении от 11 ноября 2008 г. N 6355/08 по делу N А35-4283/06-С10, при расчете удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции налогоплательщик вправе учитывать не только выручку от прямой и непосредственной реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки, но и ту часть произведенной сельхозпродукции, которая не реализуется иным переработчикам, а используется им самим в виде сырья собственного производства. Иной порядок расчета означает неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, в применении налоговых льгот, установленных пп. 20 п. 3 ст. 149 НК РФ, в отношении этих лиц при реализации ими продукции именно собственного производства.
При этом, по мнению Президиума ВАС РФ, тот факт, что конечная продукция не представляет собой собственно сельскохозяйственную продукцию, значения не имеет.
Обращаем ваше внимание, что согласно буквальному прочтению НК РФ использовать данную льготу вправе только организации, производящие сельскохозяйственную продукцию. Поэтому, если указанные операции осуществляются индивидуальным предпринимателем, то ему с таких операций придется заплатить НДС.
Как уже было отмечено, льготные операции, предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ, не являются обязательными к применению, поэтому при желании налогоплательщик НДС вправе от них отказаться. Тем более что применение льгот не всегда выгодно, достаточно вспомнить пример с экспортом товаров, не облагаемых НДС. Кроме того, в силу п. 4 ст. 149 НК РФ при одновременном осуществлении операций, облагаемых налогом, и операций, освобожденных от налогообложения, налогоплательщик НДС обязан вести их раздельный учет, т.к. источники покрытия сумм "входного" налога по таким операциям различны. В первом случае суммы "входного" налога принимаются налогоплательщиком к вычету, во втором - учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Такие правила отнесения сумм налога на затраты по производству и (или) реализации установлены ст. 170 НК РФ. Так как организация раздельного учета по НДС является делом непростым даже для опытного бухгалтера, многие предпочитают уплачивать с таких операций суммы НДС, нежели вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций.
Право на отказ от льготы закреплено в п. 5 ст. 149 НК РФ. Чтобы отказаться от использования льготного налогового режима, налогоплательщику НДС следует написать заявление об отказе и представить его в налоговую инспекцию до 1-го числа того налогового периода, с которого он намерен отказаться от использования льготы или приостановить ее использование. Так как законодательно форма такого заявления не установлена, то подать соответствующее заявление можно в произвольной форме.

В.В.Семенихин
Подписано в печать
30.08.2012

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Не допустимо: создать новую тему.
  • Не допустимо: ответить.
  • Не допустимо: редактировать ваше сообщение.
Время создания страницы: 0.456 секунд
Работает на Kunena форум

Контакты

Офис "Братиславская"

г. Москва, ул. Братиславская д.16, корп. 1
(отдельный вход со двора)

м. Братиславская (1 мин. пешком)

Офис "Трехпрудный"

г. Москва, Трехпрудный пер., д. 11/13 стр. 2

м. Маяковская (5 мин. пешком)

Тел.: +7 (495) 545-10-99
Факс: +7 (495) 347-67-67
Дежурный: +7 (916) 303-23-23

e-mail: 5451099 @ mail.ru

Узнайте больше!

Вы можете получить краткую бесплатную юридическую консультацию прямо на страницах нашего сайта в Форуме, а так же обменяться своим мнением относительно обсуждаемых там вопросов. Услуга "Заказ звонка" - Вы можете оставить заявку на оказание юридической поддержки с кратким описанием Вашей проблемы, заполнив специальную форму в разделе "Контакты" и наш Дежурный консультант обязательно свяжется с Вами в ближайшее время. Так же Вы можете воспользоваться СМС-сервисом, отправив СМС на наш мобильный номер +7(916) 303-23-23.

Счетчики



 форум
BANKI.RU — народный рейтинг, вклады, кредиты, ипотека