- Сообщений: 5158
- Спасибо получено: 1
Поиск по сайту
Специальное предложение!
Продается Инвестиционно-финансовая компания
Лицензия ФСФР от января 2009 на осуществление брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами
ООО, один участник – Штат сотрудников укомплектован. ООО, один учредитель - юридическое лицо, уставный капитал оплачен деньгами в размере 10 миллионов рублей. ИФНС России № 7 по г. Москве. Вся отчетность в порядке. Деятельность не велась.
Цена 750 000руб. подробнее
Главное меню
- Готовые фирмы
- Абонентское обслуживание
- Коллекторские услуги
- Банкротство
- Увеличение уставного капитала
- Реструктуризация долгов
- Mergers & Acquisitions
- Private Lawyer
- Защита от поглощений
- Автоломбард
- Налоговое сопровождение
- Юридический адрес от собственника
- Кредитный брокер, помощь в кредитовании бизнеса
- Взыскание долгов
- Финансовый консалтинг
- Арбитраж
- Юридический риелтор
Вход
Дачная амнистия
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ
ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
Принят
Государственной Думой
16 июня 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
23 июня 2006 года
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ,
от 17.07.2009 N 174-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.02.2012 N 8-ФЗ)
Статья 1
Часть первую статьи 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357) дополнить абзацем следующего содержания:
"представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.".
Статья 2
Внести в пункт 3 статьи 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301) следующие изменения:
1) абзац первый признать утратившим силу;
2) первое предложение абзаца второго после слова "судом" дополнить словами ", а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке,";
3) в абзаце третьем слова "указанными лицами" заменить словами "указанным лицом".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3594; 2001, N 11, ст. 997; N 16, ст. 1533; 2002, N 15, ст. 1377; 2003, N 24, ст. 2244; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3081; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 15, 22, 40; N 50, ст. 5244; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782) следующие изменения:
1) утратил силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ;
2) в абзаце четвертом пункта 6 статьи 12 слова "фактическая по кадастровому плану или по документам" заменить словами "по плану или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества, в отношении земельного участка - по кадастровому плану";
3) абзац второй пункта 1 статьи 16 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие.";
4) в статье 17:
а) утратил силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ;
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Основания для государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в статьях 25, 25.2, 25.3 и 30.1 настоящего Федерального закона, установлены в данных статьях.";
5) в статье 18:
а) пункт 1 после слов "описание недвижимого имущества и" дополнить словами ", если иное не установлено настоящим Федеральным законом,";
б) в пункте 4:
абзацы второй и третий изложить в следующей редакции:
"Форма представляемой в соответствии со статьей 25.2 настоящего Федерального закона выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок устанавливается федеральным органом в области государственной регистрации.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"Форма представляемой в соответствии со статьей 25.3 настоящего Федерального закона декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. В декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект недвижимого имущества расположен.
Уточненные данные об объекте недвижимого имущества, в том числе о площади земельного участка и местоположении его границ, вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании заявления правообладателя такого объекта недвижимого имущества и плана такого объекта недвижимого имущества или иного документа, предусмотренного настоящим Федеральным законом для государственной регистрации права собственности на такой объект недвижимого имущества и содержащего описание такого объекта недвижимого имущества, либо в случае, если таким объектом недвижимого имущества является земельный участок, на основании заявления правообладателя земельного участка и кадастрового плана этого земельного участка.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.";
в) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае если заявителем является нотариус, свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы могут выдаваться данному нотариусу.";
6) пункт 1 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 5 статьи 25.2 настоящего Федерального закона.";
7) пункт 5 статьи 25 признать утратившим силу;
8) статью 25.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 25.2. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
3 - 4. Утратили силу с 1 марта 2010 года. - Федеральный закон от 21.12.2009 N 334-ФЗ.
5. Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.
6. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.";
9) дополнить статьей 25.3 следующего содержания:
"Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества
1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
2. Обязательным приложением к представляемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества.
Представление кадастрового плана указанного земельного участка не требуется в случае, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.
3. Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
4. Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.
5. Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества не допускается.".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст. 1801; 2000, N 48, ст. 4632; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).";
2) второе предложение пункта 4 статьи 13 изложить в следующей редакции: "Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.";
3) в абзаце втором пункта 4 статьи 14 слова "Земли общего пользования" заменить словами "Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования,";
4) пункт 1 статьи 21 дополнить подпунктом 16 следующего содержания:
"16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения.";
5) в пункте 1 статьи 26 слова "земель общего пользования" заменить словами "земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования";
6) наименование главы VI изложить в следующей редакции:
"Глава VI. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ
И ОБОРОТА САДОВЫХ, ОГОРОДНЫХ И ДАЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ";
7) статью 28 изложить в следующей редакции:
"Статья 28. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям
1. Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
2. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.
3. Граждане, которым предоставлены садовые, огородные или дачные земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
4. В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:
удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;
выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
5. Предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;
абзац утратил силу с 1 июля 2011 года. - Федеральный закон от 01.07.2011 N 169-ФЗ;
выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;
учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.";
8) в пункте 1 статьи 42 слова "в совместной собственности либо" исключить.
Статья 5. Утратила силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.
Статья 6
Внести в пункт 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3117; N 52, ст. 5581; 2006, N 1, ст. 12) следующие изменения:
1) в подпункте 20 слова "подпунктами 19, 20.1, 22 - 24 и 52" заменить словами "подпунктами 19, 20.1, 20.2, 22 - 24 и 52";
2) дополнить подпунктом 20.2 следующего содержания:
"20.2) за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества - 100 рублей;".
Статья 7
Внести в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782) следующие изменения:
1) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1. Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на правах постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:
садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан;
организациям, при которых до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") были созданы (организованы) садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, пользующиеся такими земельными участками.
В указанных случаях права постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками переоформляются в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".";
2) в пункте 3 слово "Предоставление" заменить словом "Оформление";
3) в пункте 4 слова "зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20" заменить словами "бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36";
4) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:
"9.1. Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен гражданину на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности указанного гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.";
5) в пункте 12 слова "право постоянного (бессрочного)" заменить словами "право бессрочного (постоянного)";
6) в примечании:
абзац первый после слов "целей настоящей статьи" дополнить словами ", за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев,";
в абзаце втором слово "юридическим" заменить словом "заинтересованным".
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 15) следующие изменения:
1) в части 2 статьи 2 слова "1 января 2007 года" заменить словами "1 марта 2010 года";
2) статью 14 признать утратившей силу;
3) в статье 20 слова "Малоимущие граждане" заменить словом "Граждане", слова "до 1 января 2007 года" заменить словами "до 1 марта 2010 года".
Статья 9
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17) следующие изменения:
1) статью 8 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. До 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.";
2) статью 9 дополнить предложением следующего содержания: "Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
Статья 10
Признать утратившими силу:
1) пункт 5 статьи 20, пункт 3 статьи 21 и пункт 3 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147);
2) подпункт "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 206-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст. 17).
Статья 11
Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 марта 2015 года.
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 174-ФЗ)
Статья 12
(в ред. Федерального закона от 28.02.2012 N 8-ФЗ)
1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства.
2. В целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации:
1) осуществляют прием заявлений граждан на проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки и находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства;
2) выступают заказчиками кадастровых работ на основании заявлений граждан;
3) подают заявления и другие документы о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства;
4) получают кадастровые паспорта объектов недвижимости (земельных участков и находящихся на таких земельных участках объектов капитального строительства) и другие документы и передают такие документы гражданам, в интересах которых осуществлялся государственный кадастровый учет;
5) подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также получают свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
Статья 13
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением статьи 6 настоящего Федерального закона.
2. Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2007 года, но не ранее одного месяца со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
30 июня 2006 года
N 93-ФЗ
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Т.А. ПЧЕЛИНЦЕВА
Пчелинцева Татьяна Александровна, аспирант кафедры правоведения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
Среди большой численности нормативно-правовых актов федерального значения ни один законодательный документ не вызвал подобной заинтересованности, как Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" <1>. Детализируя подробно, вышеупомянутым Законом внесены изменения и дополнения в Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В народе его прозвали "дачной амнистией". Приватно именуемый Закон вводит упрощенный порядок регистрации прав собственности на полученные ранее земельные участки для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства.
<1> Российская газета от 7 июля 2006 г.
Новации сконцентрированы на разрешении проблемы отсутствия у граждан России документов. Масштаб неузаконенного строительства в России колоссален по различным обстоятельствам. Порой строения преднамеренно не регистрируют, дабы избежать уплаты налога на собственность. Однако право собственности на незарегистрированное недвижимое имущество является законодательно не удостоверенным, стало быть, и совершение сделок с таким имуществом невозможно, так как подобная сделка не будет иметь юридической силы.
До принятия Закона о "дачной амнистии" граждане могли защитить свои субъективные права или разрешить спор только лишь в судебном порядке.
Но легально вступивший в действие законодательный документ федерального значения направлен на активизацию рынка купли-продажи загородных домов и участков, а также санкционирует реализацию ранее абсолютно "безжизненных" объектов недвижимости. При этом принятое законодательство адресовано разрешить проблему земельных наделов, продажа которых ранее была неосуществима из-за их неопределенного статуса.
Ключевая задача Закона о "дачной амнистии" - предельно сориентировать граждан к регистрации права собственности на земельные участки или на расположенные на данных земельных участках постройки, если они по тем или иным причинам не успели этого сделать.
Предполагалось, что новый Закон поможет свести все к справедливости. Не надобно будет тратить время и силы, устремленные на сбор необходимых документов, и платить неоправданно большие деньги за оформление. При этом предложенная законодателем методика кажется достаточно элементарной.
Однако практически процедура оформления в собственность земельных участков с юридической точки зрения выглядит сложнее, а с материальной - дороже.
Как известно, долгожданный Закон о "дачной амнистии" действует уже второй год, но вопросы, связанные с процедурой оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества в собственность скорее возникают, а не заканчиваются. Связанно это с тем, что, во-первых, законодательная позиция сложна для восприятия и осмыслить Закон не так уж просто, а во-вторых, у большинства граждан бытует ошибочное представление о последствиях принятого Закона.
На сегодняшний день, по статистическим данным, принятие Закона о "дачной амнистии" не активизировало оформление прав на имущество граждан, и подавляющее большинство россиян по-прежнему не особо беспокоится о защите своего права на собственность <1>.
<1> Газета "Известия" от 19 апреля 2006 г.
Изначально необходимо принять во внимание тот факт, что, исходя из названия самого Закона, процедуру оформления в собственность объектов недвижимости, с точки зрения законодателя, упростили, но юридических нюансов осталось несчетное количество. Так ли это на самом деле?
Если рассматривать проблему целиком, то прежде всего следует с некоторой осторожностью отнестись к постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права и сделки.
Дело в том, что для регистрации прав собственности или регистрации прав на земельный участок потребуется представление в регистрирующий орган определенных Законом документов <1>. На первый взгляд здорово, что перечень правоустанавливающих документов, которые собственник должен представить для регистрации, носит открытый характер, но, с другой стороны, это может усложнить процесс регистрации, поскольку отсутствует полное и внятное прописание, вследствие чего возникают разногласия в определенных ведомствах <2>.
<1> Статья 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. ФЗ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2007 г.).
<2> Савельева Ю. Возможности и проблемы дачной амнистии // www.Dom63.ru.
В то же время сущность амнистии заключается в том, чтобы позволить напрямую наладить контакт владельцев земельных наделов и построек с органами регистрации, принеся документы, которые по своей сути не имеют срока давности, обходя стороной череду органов местного самоуправления. Тем самым Закон амнистирует и признает любые документы, подтверждающие факт предоставления гражданину земельного участка в виде актов, свидетельств, выписок, решений, справок и иной документации <1>. Данные бумаги законодатель поставил в один ряд с такими правоустанавливающими документами, как справка БТИ, договор дарения, завещание, свидетельство о праве собственности, и придал им равную юридическую силу <2>.
<1> Анников Н. Без регистрации собственниками не становятся // Недвижимость. 2007. 2 июля // www.omskrielt.com.
<2> Новикова Е. Оформляем дачу в собственность // Недвижимость & цены. 2006. Июль.
Кроме того, теперь гражданам не приходится доказывать свои права в администрациях, затем в Комитете по земельным ресурсам, где проводилась экспертиза, по результатам которой либо заключался договор, либо владельцы получали отказ. И только после подписания договора гражданин обращался в Росрегистрацию.
Но это лишь все на бумаге, а практика показывает иной результат. Иными словами, дачная амнистия далеко не безупречна. Из-за недоработок законодательства в некоторых регионах с пренебрежением относятся к новому Закону.
По статистическим данным, лидирующие позиции несоблюдения Закона занимает столица, ссылаясь на свои законы. Причем появляются и те, которые предлагают услуги в оформлении участка за дополнительную плату или отказывают в выдаче правоустанавливающего документа, мотивируя свой отказ отсутствием обязательственных сроков, не установленных законодательством. На втором месте в динамике несоответствия требованиям Закона стоит культурная столица - Санкт-Петербург. Чиновники в этом регионе пытаются "загонять" людей по всей области в поисках ненужных документов, справок и из-за прочей бумажной волокиты. Третье место в рейтинге решено было присудить Краснодару. Краснодарские же чиновники требуют выкупать излишки земельных участков по рыночной цене <1>, а если захотят, то амнистии в отдельно взятом районе вообще не будет <2>.
<1> Комсомольская правда. 2007. 19 марта.
<2> Куприянов И. Каждому дачнику - свидетельство о праве собственности // Квадратный метр. 2007. 5 февраля - 11 февраля.
В первую очередь Федеральный закон N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" упростил порядок оформления дачной недвижимости. Упрощенная система коснулась земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и жилищного строительства, расположенных на данных наделах. Речь идет о дачных жилых и садовых домах, индивидуальных гаражах, хозяйственных и бытовых постройках.
Более того, для оформления прав на земельные участки, представленные для ведения личного подсобного хозяйства, в случаях отсутствия у гражданина акта органа местного самоуправления либо свидетельства вводится новый вид правоустанавливающего документа - выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.
Важным моментом при этом является то, что для ряда строений на указанном виде земельных участков (например, для дачных и садовых домиков) не требуется больше технический паспорт, а регистрация обязана производиться по заявительно-декларативной схеме.
Закон ввел декларативную форму как еще один новый инструмент, способствующий упрощению процедуры регистрации, но уже не земельного участка, а строений на нем. То есть, чтобы оформить право собственности, владельцу достаточно самостоятельно заполнить утвержденную форму декларации <1>, указав сведения о местоположении (адресе) строения, его виде, назначении, площади, количестве этажей или уровней, годе постройки, о материалах наружных стен объекта, о подключении к инженерным сетям и о кадастровом номере участка, на котором расположен объект.
<1> Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 августа 2006 г. N 232 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества".
Впрочем, с другой стороны, в соответствии со ст. 25.3 Закона о регистрации для оформления права собственности на объект индивидуального жилищного строительства все-таки необходимо представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие факт его создания и содержащие описание объекта недвижимого имущества. К таким документам относятся: технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства утвержденного образца <1> и решение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию либо разрешение на строительство, например, если объект является объектом незавершенного строительства. Причем в этом случае технический паспорт будет являться единственным документом, имеющим ограниченный срок действия (до 1 января 2010 г.), который подтверждает факт возведения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и содержит его описание.
<1> Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества".
С точки зрения теории заявительно-декларативная форма, безусловно, удобнее, проще и дешевле. Но по крайней мере одно принципиально важное обстоятельство в ней по-прежнему имеется. Связано это с тем, что к декларации в неизбежном порядке прилагаются сведения об участке в виде кадастрового плана.
Дело в том, что получение кадастрового плана (за исключением ситуаций, когда представление кадастрового плана не требуется) <1> имеет наибольшую практическую ценность, принося будущим собственникам головную боль, так как для этого нужно провести межевание земли.
<1> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. о необходимости оказания помощи гражданам в оформлении в упрощенном порядке принадлежащих им фактически объектов жилой недвижимости, а именно гаражей, жилья, садовых домов в различных кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующих земельных участков.
Впрочем, как раз процедура межевания, а точнее, стоимость такой операции, стоящей немало денег, инициирует множество нареканий. Определение границ участка является очень значимым аспектом. При этом важно учитывать сложности в решении вопроса о расхождении фактической площади и теоретической, указанной в выданных документах. Если налицо несовпадение цифр, то регистрацию разрешают при соблюдении двух условий: согласование границ участка с соседями, а также отказ от намерения сформировать из излишков земли еще один участок <1>. Неверное решение данного вопроса может привести к длительным дискуссиям не только с органами власти, но и с соседями. Вот тут-то ход "дачной амнистии" чаще всего замедляется.
<1> Гидаспов И. Земля и воля - дачная амнистия // www.LDacha.ru.
Впрочем, на практике возможно обойтись без долговременной и дорогостоящей процедуры - межевания, но исключительно в том случае, если у владельца имеется в наличии кадастровый план участка любой степени давности. Тем не менее взамен кадастровому плану (или при его отсутствии) можно представить кадастровый номер участка.
Правда, следует помнить, что в действительности на этом месте процесс оформления права собственности на участок по возможности прервется, в противном случае вообще закончится. Причиной подобного исхода событий послужит требование Роснедвижимости представить дополнительную информацию, при ссылке на следующие обстоятельства: кадастровый план не содержит сведений в полном объеме либо нуждается в уточнении; недостаточные данные о местоположении (координатах) границ участка, в том числе площадь участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, вследствие этого сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и т.п. Иными словами это представление неполного пакета документов.
Следовательно, если сведения о площади и границах участка указаны ориентировочно, в неполном объеме, то обладателю такого плана сложнее отстоять свое право в суде, так как из-за неполноты сведений он доказательством не является. Придется искать другие источники. Заново собирать документы, не минуя общение с землемерами, и в конечном счете - процедура межевания. В любой ситуации, чтобы защитить землевладение от разного рода посягательств, без межевания не обойтись.
Хотя по закону привлечение соседей обязательно только при межевании, надобность проведения ее процедуры не вызывает сомнения, чтобы исключить массу трений и серьезных сложностей, согласовав границы земельного участка с соседями.
Еще один факт законодательства касается сбора соответствующих налогов на зарегистрированную землю и недвижимость. Инициаторы Закона и не скрывают, что это является одной из главных целей по выводу из тени дачных "нелегалов" <1>.
<1> Таран С. Федеральный закон о "дачной амнистии": будет легче собирать налоги // Ведомости. Приложение "Недвижимость. Жилой фонд". 2006. 10 июля.
В цивилизованном мире будущим собственникам следует помнить о том, что помимо земельного налога надобно уплачивать и налог на имущество физических лиц, а в скором времени - и налог на недвижимость. Правда, пока в Российской Федерации действуют незначительные ставки налогов. Но не исключено, что после регистрации гражданских прав на земельные участки и постройки законодатель будет стимулировать поступления в бюджет посредством увеличения налогового бремени. Вероятно, принятый Закон послужит базовой основой для введения налога на недвижимость.
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что системное изучение Закона о "дачной амнистии" имеет грандиозное теоретическое и практическое значение. Именно системный подход при исследовании Закона позволяет обнаружить погрешности и дискуссионные ситуации, а в какой-то степени и истинные возможности, которые чаще всего доставляют проблемы гражданам, обладающим номинальной собственностью.
Земельный вопрос в России всегда был крайне актуален, и необходимость принятия дачного закона обусловлена многими факторами. К примеру, существует большое количество земельных участков, выделенных ранее для организации садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Строительство на таких участках велось, как правило, своими руками и за счет собственных средств, однако документы на земельные участки и строения не оформлены. В сельских поселениях имеются жилые дома, построенные в прошлом веке, на которые также отсутствуют документы, подтверждающие права их владельцев. Все это не позволяло вовлекать большую часть недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, использовать его в качестве залога, в том числе для целей ипотечного жилищного кредитования, снижало доходы местных бюджетов, затрудняло передачу указанного имущества по наследству <1>.
<1> www.listock.ru
Поэтому для решения вышеуказанных проблем законодатель нашел решение в виде Закона о "дачной амнистии". Хотя Закон и называют "дачной амнистией", действие его намного шире. Несомненно, идея утверждения Закона неплоха, но с точки зрения единого кодифицированного свода установленных правил, а не отдельных изменений к законодательству о регистрации.
Однако необходимо отметить, что реализация Закона о "дачной амнистии" вызвала ряд вопросов и проблем. Основной проблемой является представление на государственную регистрацию права собственности документов, не соответствующих требованиям законодательства.
Серьезным нарушением федерального законодательства является выдача документов о предоставлении земельных участков органами и лицами, не уполномоченными распоряжаться земельными владениями. К юридическим порокам относятся случаи представления кадастрового плана земельного участка, площадь которого превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе, более чем на минимально установленный размер земельного участка для данного вида разрешенного использования в соответствующем муниципальном образовании.
При заполнении кадастровых планов допускаются неточности, влекущие отсутствие необходимого объема данных о земельном участке.
Есть и другие преграды на пути "дачной амнистии". Проблемный фактор возникает при межевании земли и заключается в высокой стоимости ее проведения, а население обязано проводить его за свой счет. Соответственно нужно ввести поправки в законодательство о землеустройстве: функции по внутреннему межеванию садово-дачных участков логичнее было бы передать органам местного самоуправления, в то время как коммерческие компании занимались бы установлением внешних границ садового участка, а дачники бы вместе скидывались для того, чтобы оплатить эти услуги <1>.
<1> www.kapital-ural.ru
По-прежнему животрепещущим вопросом при реализации данного Закона являются обременительные цены за проведение инструментальной съемки земельных участков. Несмотря на положение Закона, предоставляющее право субъектам Российской Федерации устанавливать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, решения о государственном регулировании таких расценок не принято.
Вместе с тем Закон имеет ряд пробелов в разграничении понятий, например "дачный дом", "садовый дом" и "дом капитального строительства". Поэтому многоэтажный дом может быть зарегистрирован в качестве дачного домика, а право на дачный домик может быть направлено для проведения технического учета, по причине того, что эта небольшая постройка является объектом капитального строительства. Прочие недочеты и неточности формулировок отмечены при регистрации индивидуальных гаражей, а также гаражных боксов, которые законодатель не учел в Законе, но были выявлены на практике.
Стало быть, естественные проблемы, возникшие при "обкате" нового Закона, не дали положительного результата, и, как следствие, введение Закона о "дачной амнистии" не привело к многочисленному скачку регистрации недвижимости в регионах.
Статья: Жизнь дачников не стала легче. Полемика "дачной амнистии"
(Пчелинцева Т.А.)
("Общество и право", 2008, N 2)
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу N А40-249225/15
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - Мысака Н.Я.,
судей: Дунаевой Н.Ю., Нечаева С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Костин И.А. доверенность от 30.10.2015
от заинтересованного лица - Крылова Г.Г. доверенность от 11.01.2016 N 13/2016
рассмотрев 30 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Дачного некоммерческого партнерства "Звезда-95",
на решение от 25 мая 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление от 25 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Румянцевым П.В., Кочешковой М.В.,
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Звезда-95"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Звезда-95" (далее - ДНТ "Звезда-95", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права на объект недвижимости по адресу: г. Москва, п. Кленовское, ДНТ "Звезда-95", вблизи с. Кленово от 2015 года доведенное уведомлением N 77/017/029/2015-724 от 14.01.2016; об обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве в не позднее 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности ДНТ "Звезда-95" на Административное здание кадастровый номер 50:27:0000000:45442 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды исходили из того, что оспариваемое решение не противоречит нормам действующего законодательства.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ДНТ "Звезда-95" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.11.2015 года ДНТ "Звезда-95" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о регистрации права собственности на административное здание кооператива, в упрощенном порядке. На регистрацию были предоставлены следующие документы: заявление от 28.11.2015 года, платежное поручение от 31.08.2015 года, выписка из протокола от 19.04.2015 года, доверенность представителя, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копия Устава, Декларация об объекте недвижимости.
14.12.2015 года заявителю было вручено Уведомление о приостановлении государственной регистрации права на объект недвижимости N 77/017/029/2015-724. В качестве основания приостановки регистрационных действий Уполномоченный орган указал, что применить упрощенный порядок государственной регистрации права собственности в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации для юридического лица не представляется возможным.
14.01.2016 заявителем было получено сообщение об отказе в государственной регистрации права N 77/017/029/2015.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Из положений п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ закреплен упрощенный порядок регистрации прав в отношении некоторых создаваемых или созданных объектов недвижимого имущества.
В частности данный порядок распространяется на объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. В этом случае для регистрации права собственности на объект необходимо представить документы, подтверждающие факт его создания и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство при создании объекта недвижимого имущества не требуется, в частности, в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Судами установлено, что ДНТ "Звезда-95" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении спорного объекта, полагая, что на него распространяется упрощенный порядок регистрации прав, предусмотренный ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, поскольку он построен на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, и соответственно получение разрешения на его строительство в силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ) садовый (огородный, дачный) земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях указанных в данной статье. Имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Следовательно, необходимо различать земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, дачного хозяйства с правом возведения жилого строения, они предоставляются только гражданам, и земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, они предоставляются в собственность садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу, если таким объединением не установлено иное.
Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение разрешения на строительство при создании объекта недвижимого имущества не требуется в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, упрощенный порядок регистрации прав, предусмотренный ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не может применяться при строительстве и вводе в эксплуатацию объекта, расположенного на земельном участке, предоставленном дачному некоммерческому товариществу и относящемся к землям общего пользования.
При таких обстоятельствах, судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества и признания незаконным оспариваемого решения государственного регистратора, учитывая целевое назначение спорного объекта (дом правления).
В связи с этим, отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности на спорный объект в упрощенном порядке соответствует положениям ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не нарушает прав заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Иная оценка установленных судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом ни в кассационной жалобе, ни в пояснениях представителя заявителей в судебном заседании кассационной инстанции не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых судебных актов, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии решения и постановления, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2016 года по делу N А40-249225/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Н.Я.МЫСАК
Судьи
Н.Ю.ДУНАЕВА
С.В.НЕЧАЕВ
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Про декларацию
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости"
Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
10. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
5. В срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Про выписку из похозяйственной книги (там же)
Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
2. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:
1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
3. Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Федеральным законом от 30.06.2006 года № 93-Ф3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» был введен упрощенный порядок оформления возникших до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации прав граждан на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на объекты недвижимости, возведенные на таких земельных участках (так называемая «дачная амнистия»). В целях обеспечения прав граждан при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков были введены правила об определении максимальных цен на кадастровые работы. С 2006 года в упрощенном порядке зарегистрированы права более чем на 3,5 млн. объектов индивидуального жилищного строительства, более чем на 7 млн. земельных участков. В соответствии с ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2018 года для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию. С 1 марта 2018 года оформление прав на объекты индивидуального жилищного строительства будет происходить в общем порядке, что осложнит правообладателям процесс оформления прав. Кроме того, при отсутствии указанного документа соответствующие объекты индивидуального жилищного строительства будут иметь признаки самовольной постройки и могут быть легализованы только в судебном порядке, что осложнит их введение в гражданский оборот. При этом согласно градостроительному законодательству оформление разрешительной документации не требуется для строительства садовых домов. Таким образом, с 1 марта 2018 года возникнет ситуация, при которой владельцы жилых домов будут поставлены в неравные условия. Принятие законопроекта позволит гражданам оформлять в существующем упрощенном порядке свои права на принадлежащие им объекты индивидуального жилищного строительства (без необходимости получать разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию), что послужит целям дальнейшего стимулирования вовлечения в гражданский оборот объектов индивидуального жилищного строительства и положительно скажется на динамике развития частного жилого сектора. В этих целях предлагаются изменения в ч.7 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также корреспондирующие изменения в ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Одновременно предлагаются изменения в часть 3 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», направленные на продление до 1 марта 2020 года срока, в течение которого предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Предлагаемые изменения позволят стимулировать процесс уточнения местоположения границ земельных участков.
В отношении строений на огородных участках действуют эти правила.
29 июля 2017 года N 217-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВЕДЕНИИ
ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ
НУЖД И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
20 июля 2017 года
Одобрен
Советом Федерации
25 июля 2017 года
Статья 54. Переходные положения
32. Зарегистрированное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона право собственности граждан на хозяйственные строения и сооружения, которые являются объектами капитального строительства, строительство которых осуществлено на огородном земельном участке и которые не являются самовольными постройками, сохраняется.
Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона.
2. Статья 51 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Доступ к форуму
- Не допустимо: создать новую тему.
- Не допустимо: ответить.
- Не допустимо: редактировать ваше сообщение.
Контакты
Офис "Братиславская"
г. Москва, ул. Братиславская д.16, корп. 1
(отдельный вход со двора)
м. Братиславская (1 мин. пешком)
Офис "Трехпрудный"
г. Москва, Трехпрудный пер., д. 11/13 стр. 2
м. Маяковская (5 мин. пешком)
Тел.: +7 (495) 545-10-99
Факс: +7 (495) 347-67-67
Дежурный: +7 (916) 303-23-23
e-mail: 5451099 @ mail.ru
Узнайте больше!
Вы можете получить краткую бесплатную юридическую консультацию прямо на страницах нашего сайта в Форуме, а так же обменяться своим мнением относительно обсуждаемых там вопросов. Услуга "Заказ звонка" - Вы можете оставить заявку на оказание юридической поддержки с кратким описанием Вашей проблемы, заполнив специальную форму в разделе "Контакты" и наш Дежурный консультант обязательно свяжется с Вами в ближайшее время. Так же Вы можете воспользоваться СМС-сервисом, отправив СМС на наш мобильный номер +7(916) 303-23-23.