Но есть основания полагать, что частичная (не в полном объеме) уплата государственной пошлины является основанием для приостановления, но не для отказа.
Вопрос: Организация (банк) и граждане обратились в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации погашения регистрационной записи об ипотеке, а также о государственной регистрации заключенных между ними дополнительного соглашения к договору ипотеки и договора ипотеки на объект недвижимости. При этом гражданами к заявлению приложены доказательства, подтверждающие уплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий в полном размере, а организация пошлину за совершение регистрационных действий не платила, ссылаясь на то, что по договору ипотеки расходы по регистрации договора должны нести залогодатели, то есть граждане, а также на то, что пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ не создает препятствий для уплаты государственной пошлины одной из сторон договора по соглашению между сторонами, если государственная пошлина уплачивается в полном объеме в государственный бюджет одним из заявителей. Регистрирующий орган приостановил совершение регистрационных действий, а затем соответствующим письмом отказал в регистрации на основании п. 2 ст. 19 и п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", сославшись на то, что в нарушение п. 2 ст. 333.18 НК РФ организация не представила документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за совершение регистрационных действий в установленных порядке и размере. Правомерен ли отказ регистрирующего органа в указанной ситуации?
Ответ: В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством.
На основании п. 4 ст. 16 Закона N 122-ФЗ вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
В вышеуказанных случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в п. 3 ст. 13 Закона N 122-ФЗ). Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов (п. 2 ст. 19 Закона N 122-ФЗ).
Пункт 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ предусматривает случаи, при которых может быть отказано в государственной регистрации прав, в частности, когда документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также когда не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено гл. 25.3 НК РФ.
В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с гл. 25.3 НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.
Подпунктом 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество, а также соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пункт 1 ст. 45 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора).
Как разъяснено в Письмах Минфина России от 04.04.2008 N 03-05-06-03/10 и от 23.09.2008 N 03-05-05-03/37, в случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с гл. 25.3 НК РФ освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с данной главой НК РФ. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины согласно гл. 25.3 НК РФ.
При этом об отсутствии обязанности уплачивать государственную пошлину одним из лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, Минфин России не говорит.
Исходя из изложенного, в случае если для совершения юридически значимого действия необходима уплата государственной пошлины несколькими лицами, однако сумма пошлины фактически уплачена не всеми плательщиками, такое действие не может быть совершено, а следовательно, отказ уполномоченного органа в его совершении является правомерным.
Правомерность подобных выводов подтверждается и Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 N А66-7658/2007.
Таким образом, неуплата государственной пошлины заявителем-организацией, несмотря на то что граждане уплатили государственную пошлину в полном размере, явилась достаточным основанием к отказу регистрирующего органа в совершении регистрационных действий, и данный отказ правомерен.
Ю.К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
16.12.2008