Вопрос: Временный управляющий обратился в уполномоченный орган (Росреестр) с запросом о предоставлении информации о переходе прав на объекты недвижимого имущества, ранее находившиеся в собственности организации-должника, за последние шесть месяцев до введения процедуры наблюдения. Уполномоченный орган отказал в предоставлении запрошенных требований, поскольку такие сведения предоставляются в установленном федеральным законом порядке только самим правообладателям. Арбитражный управляющий считает отказ незаконным.
Обоснованна ли позиция арбитражного управляющего?
Ответ: Отказ уполномоченного органа (Росреестра) в предоставлении временному управляющему информации о переходе прав на объекты недвижимого имущества, ранее находившиеся в собственности организации-должника, за последние шесть месяцев до введения процедуры наблюдения неправомерен.
Обоснование: В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, предоставляются арбитражному управляющему в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу п. п. 2 и 4 этой же статьи Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с п. 1 ст. 67 Закона N 127-ФЗ временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ финансового состояния должника.
В соответствии с п. 3 ст. 232 Закона N 127-ФЗ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с Законом N 127-ФЗ указанные Законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.
Согласно Временным правилам проверки арбитражными управляющими наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855, и Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367, в обязанности временного управляющего входят анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, что предполагает исследование перечня имущества должника и обязывает временного управляющего в случае отсутствия таких сведений запрашивать их у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.
Право арбитражного управляющего на запрашивание необходимых сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления не обусловлено зависимостью от процедур, применяемых в деле о банкротстве, что позволяет говорить о равных возможностях в указанной части всех без исключений арбитражных управляющих.
Таким образом, отказ в предоставлении запрашиваемой временным управляющим информации не соответствует положениям Закона N 127-ФЗ и нарушает законные интересы заявителя, поскольку такой отказ влечет необоснованное затягивание процедуры наблюдения в связи с невозможностью проведения анализа финансового состояния должника и, как следствие, увеличение расходов на проведение данной процедуры банкротства.
Данную точку зрения разделяет и правоприменитель, учитывая сформировавшуюся судебную практику. Несмотря на большое количество подобных отказов (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.06.2010 N А69-2565/2008), суды обязывают уполномоченные органы предоставлять запрашиваемые арбитражными управляющими документы. Так, ФАС Западно-Сибирского округа Постановлением от 08.06.2011 по делу N А46-11719/2010 обязал удовлетворить требование арбитражного управляющего о предоставлении информации о переходе прав на объекты недвижимого имущества, ранее находившиеся в собственности должника, за последние шесть месяцев до введения процедуры наблюдения, поскольку запрошенные временным управляющим сведения о сделках должника являются необходимой информацией, при отсутствии которой невозможно исполнить обязанности временного управляющего. Другие суды также придерживаются указанной позиции (см., например, Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2009 N А58-3406/09, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2010 N 18АП-12104/2010 по делу N А76-15986/2010).
Следовательно, арбитражный управляющий, действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, вправе получать соответствующие документы у уполномоченного органа, которые способствуют выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
С.Г.Алексеева
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
17.10.2011