Отсутствие наследника не является препятствием для отказа в обращении взыскания на залог.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. N Ф03-2017/2014
(извлечнние)
Ссылаясь на истечение срока на принятие наследства, отсутствие наследственного дела, наличие у автомобиля статуса выморочного имущества, банк обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 348 ГК РФ взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя (кредитора) может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
В соответствии со статьей 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации переходит выморочное имущество, право собственности на которое в силу пункта 2 статьи 1151 ГК РФ, не переходит к муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (статья 1157 ГК РФ).
Следовательно, государство или муниципальное образование в силу прямого указания закона признаются наследниками выморочного имущества.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, арбитражные суды установили факт неисполнения заемщиком - ООО "Планета Опт" обязательств по возврату кредита, а также факт смерти залогодателя - гражданина Проскочилло А.А.
Обосновано применив к спорным правоотношениям положения раздела V ГК РФ - Наследственное право, арбитражные суды установили отсутствие у умершего гражданина Проскочилло А.А. иного имущества, а также наследственного дела и пришли к правильному выводу о статусе имущества - автомобиля как выморочного, право собственности на которое в силу закона перешло к государству, полномочия которого в сфере принятия и управления федерального имущества осуществляет Росимущество в лице соответствующих структурных подразделений.
На основании установленного, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 49, 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", арбитражные суды правильно обратили взыскание на выморочное имущество - автомобиль с установлением начальной продажной цены и с учетом содержания соглашения о передаче права залогодержателя от 04.06.2013, заключенного между банком и Фондом, в связи с исполнением последним обязательств по договору поручительства от 12.01.2011 N 6903/4 в сумме 1 155 140 руб. 71 коп.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2014 г. по делу N А40-13527/2013
(извлечение)
В силу положений ст. 352 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи со смертью залогодателя договор залога не прекращается. В случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного либо безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу. В случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным (п. 1 ст. 1151 ГК РФ).
ИНСТИТУТ НАСЛЕДОВАНИЯ И НОТАРИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С.А. МОЖИЛЯН
(извлечение)
Положения ст. 352 ГК РФ не содержат такого основания прекращения залога, как смерть залогодателя. В соответствии с п. 1 ст. 353 ГК РФ в случае перехода права собственности на заложенное имущество либо права хозяйственного ведения или права оперативного управления им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу.
Подобные выводы следуют из анализа судебной практики как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции: Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2013 по делу N А40-85009/11-58-495; Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2014 N Ф05-2067/2014; Апелляционное определение Иркутского областного суда от 03.12.2013 по делу N 33-9797/13; Апелляционное определение Вологодского областного суда от 16.08.2013 N 33-3818/2013 <20>.
При этом существует и отрицательная судебная практика, в частности, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2012 по делу N 11-18202 <21>: если залог предоставлен в обеспечение обязательства не залогодателя, а иного лица (должника по основному обязательству), его смерть не прекращает залог в том случае, когда к этому моменту предъявлено требование об обращении взыскания на заложенное имущество в исковом порядке.
Однако доктринальная литература исходит из того, что при наследовании имущества, находящегося в залоге, право залога не прекращается, а следует за вещью. Правопреемник залогодателя становится на его место и несет все обязанности залогодателя, если только первоначальный залогодатель своим соглашением с залогодержателем не установил иное (ст. 353 ГК РФ) <22>.
<22> Абраменков М.С. Указ. соч. С. 80.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой судов общей юрисдикции поручительство и залог не прекращаются со смертью поручителя или залогодателя, а переходят наследникам поручителя при условии принятия ими наследства.