База:
Закон о банках и банковской деятельности.
Статья 27. Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации
На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
При наложении ареста на денежные средства (драгоценные металлы), находящиеся на счетах и во вкладах, или на остаток электронных денежных средств кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах денежных средств (драгоценных металлов), на которые наложен арест, а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка электронных денежных средств, на которые наложен арест.
Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Мнение:
Относительно вопроса наложения ареста на денежные средства на счете в рамках возбужденного уголовного дела надлежащим признается наложение ареста на денежные средства на основании постановления суда (без какого-либо исполнительного листа). Вместе с тем, в силу буквального толкования положений ч. 4 ст. 165 УПК РФ суд не налагает самостоятельно арест на денежные средства, а лишь дает согласие на применение указанной меры процессуального принуждения.
Арест должен быть совершен следователем путем производства соответствующего следственного действия и составления по его результатам протокола с участием представителя кредитной организации.
На практике следователи часто игнорируют данную обязанность, ограничиваясь направлением в кредитную организацию копии постановления суда.
В свою очередь, в силу положений ст. 27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах (депозитах), кредитная организация сразу же после поступления такого решения суда замораживает расходные операции по счету (вкладу) в рамках суммы, на которую наложен арест.
Постановление суда подлежит немедленному исполнению в соответствии со ст. 27 ФЗ О банках, хотя оно и может быть обжаловано. В рассматриваемом случае нужно оговорить со следователем время, когда он подойдет и произведет следственные действия – составит Протокол описи/ареста с участием понятых и должностных лиц банка. Резолютивная часть постановления – суд разрешил следователю наложить арест. Таким образом не суд арестовывает, а следователь.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2017 г. N 19 г. Москва от "О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)"
Дата подписания 1 июня 2017 г.
Опубликован 9 июня 2017 г.
Следственные и иные процессуальные действия, производство которых осуществляется не иначе как на основании судебного решения либо в исключительных случаях допускается с последующей проверкой их законности судом, связаны с ограничением конституционных прав граждан на частную собственность, неприкосновенность жилища, частной жизни, на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (статьи 23, 25, 35, 36 Конституции Российской Федерации), что обязывает суды при применении порядка, предусмотренного статьей 165 УПК РФ, неукоснительно соблюдать гарантии, установленные в отношении названных прав Конституцией Российской Федерации и уголовно-процессуальным законом.
В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении ходатайств органов предварительного расследования, связанных с ограничением конституционных прав граждан, а также в целях обеспечения единообразного применения судами уголовно-процессуального законодательства Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:
18. С учетом положений пункта 533 статьи 5 и части 1 статьи 127 УПК РФ постановление судьи, вынесенное в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ, является промежуточным судебным решением, которое может быть самостоятельно обжаловано в апелляционном порядке. По смыслу закона, апелляционное обжалование постановления о производстве следственного действия не приостанавливает исполнение такого постановления.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. Лебедев
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Российской Федерации В. Момотов